Композиция: вводная информация

Поговорим про композицию и цвет в композиции. Композиция для художника-иллюстратора не может иметь чётких, незыблемых законов, но определённые нюансы обязательно нужно знать. Скажу сразу, что я не стану описывать догмы, строить схемы и приводить кучи примеров. Я собираюсь перечислить важные наблюдения из академической школы, которые можно учитывать на протяжении всей стадии создания иллюстрации или дизайна. Но это не обязательные законы, т.к. для книжной иллюстрации свои законы композиции, для ДПИ — свои, для живописи — свои. Я постараюсь описать лишь основные средства для достижения выразительности вашей работы.

Самое основное, чем нужно вооружиться, это рациональность. Композиция обычно строится по узнаваемой фигуре: есть правило третей, треугольная композиция, прямоугольник, ромб, окружность. Любая форма в композиции должна быть связана с её функцией и разработана конструктивно. Любая часть композиции должна быть соподчинена с другими элементами, составляющими общую форму, с учётом перспективы. Разумеется, в композиции будут и главные, и второстепенные элементы, но композиция должна быть завершенной минимум на 90%. Эти 90% проработки должны быть направлены на структурирование внимания зрителя. 10% допустимо оставить для развития сюжета.

Контраст. В композициях контраст можно разделить по принципам: большое-маленькое, длинное-короткое, широкое-узкое, много-мало, статичное-движущееся, горизонтальное-вертикальное, объёмное-плоское, сюжет/атмосфера и т.п., при этом не забываем про семь цветовых контрастов, тёмное/светлое, тёплое/холодное, дополнительные цвета, симультанный контраст, контраст по насыщенности, и площадь цвета. Контраст может быть не только в цвете или формах, но и, к примеру, контрасты взглядов, обществ. Да, можно конечно не сильно напрягаться и сделать композицию симметричной вместо контрастной, но грош цена такому художнику/дизайнеру. Когда какой то объект или персонаж подсвечен с более сильным тональным контрастом, чем остальные объекты, то наш взгляд привяжется именно к этому объекту.

Контраст дополнительных цветов следующий:

▪ жёлтый–фиолетовый,

▪ оранжевы–синий,

▪ красный–зелёный.

В этих цветах всегда присутствуют жёлтый, красный и синий цвета (вспоминаем третий класс школы, когда мы смешиваем гуашь). Раз смесь жёлтого, красного и синего всегда равна серому, то и смесь дополнительных цветов тоже, по логике, даст серый цвет. Но используя тот или иной цвет, помним, что каждый отдельный цвет на картине содержит свои собственные, ассоциативные качества. В цвете наиболее сильный контраст дают красный, синий и жёлтый цвета, а фиолетовый, оранжевый и зелёный значительно слабее, а наиболее сильны по своему контрасту белый и чёрный, поэтому монохромные иллюстрации могут привлекать внимание ничуть не хуже, чем цветные.

Возможны контрасты материалов — гладкого и шершавого, твёрдого и мягкого, блестящего и матового. Можно передать тактильные ощущения, есть прочувствовать и грамотно передать материал. Например, текстура может быть контрастной по принципу выразительных изящных узоров и маленьких элементов, сливающихся в однородную массу. Посмотрите на «Мужской портрет» Тинторетто, всё внимание сосредоточено на голове мужчины, одежда едва отличается от фона. Если пойти дальше и вспомнить портреты на фоне пейзажей, то легко можно понять, что пейзаж сильно проигрывал портрету по цвету, ритму и проработке.

Контраст светлого и тёмного, большого и маленького: средний по оттенку фон может быть и светлым и тёмным, в зависимости от того, чёрная фигура или белая фигура на нём изображена. Большая тёмная форма всегда будет казаться более впечатляющей, если рядом есть что-нибудь маленькое белое. А ещё контрасты важного и второстепенного очень распространены в самых примитивных студенческих натюрмортах :).

Акценты и ритм. Что такое ритм, думаю, объяснять не надо. Но как ритм использовать в композиции? Начнём с того, что ритм постоянно встречается в нашей жизни, это смена времён года, дней недели, это сложные орнаменты и биение сердца, ритм размещения столов в интерьере, ритм кирпичной кладки. Ритм это упорядоченность. Ритм призван одновременно разделять и объединять элементы композиции, сохраняя определённую структуру. В качестве простого примера можно назвать чередование тёмных и светлых пятен для создания контраста и узнаваемости фигур. Если рассматривать принцип ритма в композиции, то можно начать с обычных линий, если их много то они неизбежно приведут к иллюзии глубины. Соответственно, ритм можно использовать для указания перспективы, которая является если не ключевой, то как минимум очень важной частью композиции. Это проявляется даже в мелочах: направление штрихов на иллюстрации поможет показать ту или иную задумку. Если вы рисуете нечто воздушное и парящее, то вам нельзя делать горизонтальные мазки. Мазки вниз по форме показывают жесткость, линии сквозь форму показывают мягкость, эллипсоподобные мазки по направлению нужны для формы. Ритм не обязательно является повторением одинаковых элементов, это может быть движением. Покачивания корабля на волнах, монотонное моргание лампы или удары кувалдой по раскаленному мечу.

Целостность композиции. Есть такое слово — конструктивность. Не даром у художников принято говорить о конструктивном рисунке, о построении, в противоположность светотеневому рисунку ( Строгановка vs. Глазуновка ). Целостность это когда в композиции всё соединено в единое, неделимое целое, как в конструктивном рисунке. Можно проверить целостность своей композиции по следующим критериям: ни одна часть рисунка не может быть убрана без ущерба, нельзя менять местами части композиции, новые элементы лишь делают хуже. Можно рассмотреть танцоров в массовых сценах театральных постановок. Они одеты одинаково, это помогает усилить ощущение общности их движений. Главный персонаж в постановках обычно одет в костюм, отличный по цвету.

Линии. Один из самых весомых факторов при проработке композиции. В центре пересечения всех линий обычно размещается главный объект. Вертикальные линии (башни, колонны, деревья) создают атмосферу величественности, торжественности и спокойствия. При преобладании вертикальных линий необходимо принять меры для установления равновесия: добавить горизонтальные линии.

Наклонные линии придают больше энергии, движения. Так, падающая тень от листы или кошки будут смотреться живее, чем тень от угловатого дома. Нельзя не сказать про «линию совершенства», по форме напоминающую очертания женской спины (S-образная кривая). Впрочем, любые изогнутые линии дают плавные переходы направления.

46565656

comp_composition_your-scorpionПространство. Нельзя изображать пространство отдельно, оно напрямую зависит от предметов в иллюстрации. Например, предметы на земле обычно требуют большего пространства сверху, а висящий предмет требует больше пространства снизу. Голова человека требует больше пространства перед лицом, а горизонт нежелательно изображать в середине рабочей области. Пространство очень значимо в композиции, без него не может быть и самой композиции. Масштабность пространства в картинке – это обман, художник всегда врёт. Если нарисовать просто пейзаж по горизонтали, то он будет визуально казаться больше, если бы на этом же пейзаже по бокам были бы деревья, дома или ещё какие либо преграды. Опять же, строго горизонтальные линии придают надёжности и спокойствии в пространстве.

Ракурс. Показатель глубины, в которой успешно сосуществуют и обратная перспектива, и изометрия, фронтальная и прямая перспективы. Ракурс может добавить иллюстрации динамики, ровно также как и цветовые пятна могут добавить цветовой экспрессии. Диагонали и прочие наклонные линии придают движения, добавляют экспрессию формы. Есть определенные рекомендации (для архитектуры): величина угла зрения в пределах 30-40 градусов в горизонтальной и вертикальной плоскости. Ракурс позволяет усилить глубину, часто для этого служат вспомогательные элементы.

Правило третей. Идеально симметричная композиция подходит для создания эпичного или важного момента. Но этим приемом нельзя злоупотреблять, так как может исчезнуть чувство натуральности. Композиция обычно получается лучше, если она создана вне центра структуры, так как мы уходим от двух основных проблем композиции: центрирования и приближения  к границам кадра.

Золотое сечение. Очень кратко и максимум примитивно. Есть простая формула — a/b=( a+b )/a. Главные объекты должны находиться в точке золотого сечения. Вот есть у нас линия, где центральная точка C это золотое сечение, найденная по вышеприведённой формуле. Прикладываем  «линейку по формуле» к горизонтальной и вертикальной сторонам холста и в месте пересечения двух буков C будет наше золотое сечение. Просто, не совсем правильно, но тем не менее – работает, особенно в фотографии.

Многие технические специалисты берут фотку своей бабушки, применяют к сей фотографии золотое сечение, и, не удовлетворившись результатом, начинают говорить что золотое сечение бред и не существует никакого золотого сечения. Они забывают, что точное математическое нахождение пропорций не является гарантированно качественной основой для красивого результата. Наука не компенсирует отсутствие таланта, а лишь описывает его.

Но всё это не важно. Важно то новое, что создаёт иллюстратор. Всё выдающееся – это новое. Всё новое – важное качество композиции. Ещё тут важен закон подчинённости. То есть общий учёт сразу и цвета, и света, и ритма, объёма, соразмерности, динамики/статики и многих других нюансов, важных для создания качественной иллюстрации. Это использование сразу всех средств композиции для создания законченной работы. Думается, на этом можно завершить вводную статью. Ну и да, никогда не забывайте о пропорциях сторон холста, всегда помните про источник света.

Вертикали и горизонтали. Кривые линии. Сочетание вертикали к горизонтали производит очень хорошее впечатление. Длинные горизонтальные просторы моря навевают спокойствие, а высокие вертикальные формы производят впечатление величия.  Линии могут быть и диагональными. Закругленные линии всегда кажутся более тонкими и спокойными. Диагонали всегда более динамичны и агрессивны.

Направление. Направления диагонали слева направо и вверх очень стремительное, этой особенностью пользуются для передачи легкого и свободного движения. Это очень активно используется в дизайне. В любом почтовом клиенте иконка для отправки письма это стрелка направо (отправить), а шаг назад в браузерах — стрелка налево. Так же ходит и часовая стрелка.

comp_line1

Единство масс. Квадрат всегда кажется ниже по высоте, поэтому принято вытягивать квадраты в высоту для оптической компенсации. С кругом наоборот, ровный круг выглядит вытянутым в ширину. Круг в верхней части холста всегда демонстрирует нечто легкое, свободное, а круг на нижней части холста будет производить впечатление тяжелого объекта. Ровно так же горизонтальная линия кажется толще, чем вертикальная. Глаз всегда увеличивает все горизонтальное и слабее воспринимает вертикальное. На черном фоне описанные свойства выражаются сильнее. Все это нужно для создания чувства меры в композиции. Чем фигура более агрессивна (квадрат, треугольник), тем больше свободного места она потребует для создания уравновешенной композиции.


 

Чек-лист проверки композиции:

1. Направляющие линии: базовая главная линия должна быть поддержана.

2. Ритм. Чередуются ли черные/белые участки, правильно ли расположены головы в массовке?

3. Фокус. Что главное в вашем изображении? Правильно ли расставлены взгляды у персонажей, направление освещения? Тон правильно акцентирует внимание?

4. Разнообразие. Складки на одежде не слишком ли одинаковые? Не однообразны ли деревья на фоне? Многообразие деталей и в дизайне, и в иллюстрациях это всегда плюс.

5. Экономичность. Слишком много украшений на девушке? Значит, нужно сделать лаконичную одежду и простенький фон. Много деталей в свете? Уберите информацию из теней.

6. Повторение. Находят ли отражение одни детали в других.

7. Баланс, свет и тень и их контраст.

8. Единство.

 

4 комментария

  1. ausweis_on_the_sky

    Знаю что зеркалить изображение очень помогает при составлении композиции, какая горячая клавища в фотошопе для этого есть?

    • your-scorpion (Author)

      По умолчанию такой клавиши нет.
      Вы можете назначить её сами в настройках фотошопа, в профессиональной среде принято назначать горизонтальное инвентирование картинки на клавишу F2.
      Инвентирование картинки в фотошопе хоткеем

  2. Рустам

    И зачем ЭТО знать дизайнеру?)))) Эти знания нужны художникам.

    • your-scorpion (Author)

      По вашей логике, дизайнеру не нужно уметь:
      • верстать (есть верстальщик);
      • анализиовать данные (есть аналитик);
      • продумывать юзабилити (есть UX проектировщик);
      • писать тексты и излагать свои мысли грамотно (есть копирайтер);
      • проверять свои макеты и исправлять ошибки (есть арт-директор и клиент);
      • разбираться в шрифтах (есть шрифтовик);
      • передавать макеты в разработку (есть технический дизайнер);
      • рисовать (есть иллюстратор);
      • обрабатывать фотографии (есть фотограф, ретушер и фотостоки);
      • придумывать новые идеи (есть креативный директор);
      • работать с 3D (есть целая индустрия специалистов разной направленности по 3D);
      • общаться с клиентом (есть менеджер).

      И все что делает дизайнер, это располагает готовую картинку и текст в обозначенное арт-директором место в макете. Какова цена такого специалиста, как считаете?