Блог

Как создавать идеи за пределами статики

  • Цветков Максим
  • 11.02.2016

Раскадровки и сториборды для рекламы и кинематографа. Любая история это повествование. Раньше люди представляли истории, рисовали картинки в воображении, художник попросту визуализировал эти истории. В эпоху отлаженного производства фильмов появилась острая необходимость визуализировать тот визуальный ряд, который представляет режиссер фильма. Для этого на рынке существуют художники-сторибордисты и раскадровщики. Прародителями современной раскадровки являются комиксы из 20-х годов 20 го века. Первые раскадровки появились на студии Уолта Диснея и сейчас являются неотъемлемой частью создания фильма.

Раскадровка это эскиз фильма и кадрирование, последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при производстве. На стадии раскадровки можно отсеять некоторые сцены, выглядевшие в сценарии хорошо, но визуально оказавшиеся неинтересными. На уровне раскадровки должно быть понятно, что некоторые эпизоды сложно технически выполнимы и от них лучше отказаться. Раскадровка основывается на сценарии, замечаниях оператора, эскизах плана, ракурсов, степени крупности, наездов, панорам. Также должны быть учтены нюансы (костюмы персонажей, или ночь всегда снимают, поливая водой тротуар, стены, статуи и т.д, и добавляя канифольный дымок, чтобы было видно фигуры). На стадии концепт-арта все это прорабатывается детальнее, но раскадровка должна передать общее настроение. Раскадровка нужна оператору, чтобы он представлял принципы освещения сцены и мог составить схему движения камеры. Режиссеру раскадровка помогает оценить, насколько гармонирует друг с другом последовательность кадров. В рекламе раскадровку делает арт-директор, так как нужно понимать, складывается ли история. Для рекламы больше 20 планов не делают.

Если вы делаете раскадровку для фильма, то в первую очередь нужно определиться с форматом: 4 x 3, 16 x 9, либо 2 x 35. Если речь о панорамных раскадровках (360), то используются пропорции 2-2,5:1. Всегда ставится номер кадра и выделяется место под комментарии. В профессиональном шаблоне раскадровки добавляются разбивка на действия, диалоги, эффекты. В раскадровке необходимо показать, как ставить камеру, крупность плана, движение кадра (при указании движения кадра стрелочки не должны заходить за рамки кадра). Комментарии должны использовать терминологию из индустрии. Обычно используется 16:9, ширина кадра примерно в 1,78 раза превышает высоту кадра. Это соотношение формата 1080p является стандартом для американского телевидения.

gif_wip_your-scorpion_starwars

Сториборд и раскадровка это одно и тоже, но разница в том, что сториборд чаще содержит ключевые сцены, это больше таблица с описанием видеоряда и аудиоряда, текста. Итак, раскадровка это последовательность эскизов для визуального планирования сцен перед съемкой. При работе над раскадровкой появляются сториборд и шутинг борд. Сториборд содержит все мезансцены и работу камеры, свет, движение камеры, расположение объектов, прописываются мелкие нюансы, которые потом будут нужны при продакшене. Сториборд содержит указания режиссера, характеристики оптики для камеры, крупность камеры, способы съемки. Все реплики персонажей, заметки. Добавляются фазовки (анимация), так как не все можно рассказать словами. Сториборд экономит время, а значит деньги. А в Голливуде все деньги надо отдавать после съемки фильма, так как бюджеты частные.

Сториборд бывает следующих видов: special Effects Shots (спецэффекты), action Sequence (активные, быстрые действия), slunty and pyrotechnics (трюки, пиротехника), complex Camera Movement (сложные движения камеры), montage sequence (монтажные секвенции), crowd scenes (массовки), opening and closing sequence (открытые и закрытые секвенции).

Ваша задача, как художника на производстве, состоит в преобразование режиссерской задумки в нечто понятное, красивое, подробное и детальное, с учетом всего вышесказанного. Как сказал Олли Джонстон, важно рисовать ясно, а не чисто. Идея для фильма рождается в связке режиссер + оператор + раскадровшик, и на выходе появляется раскадровка, которая является руководством для всей команды. Далее создается сториборд + красивая версия сториборда для клиента и портфолио художника (тщательная прорисовка + монтажность). На каких то этапах клиенту могут понравиться не ваши работы, а вашего коллеги. Это надо пережить и принять как данность. Индустрия вносит корректировки, маркетинговый план переписывается раз в полгода, концепты и модели переделываются сотнями. Идеи не пишутся за раз, идеи переписываются на каждой стадии продакшена и это ждет вашу идею в том числе. Как и идею вашего коллеги.

Сториборд (не раскадровка!)
Сториборд (не раскадровка!)

Так как идея выходит за рамки статичного шота, то она будет состоять из эпизодов, эпизоды из сцен, сцены из кадров, кадры из мизансцен. На этом стоит американская индустрия, сториборд это база всего, порой даже сценарий пишется после сториборда, т.к. сценарий, в отличии от художественной литературы, не пишется, а строится. Нужно потратить много времени на продумывание идеи и способов её донести до зрителя. Сначала создается идея, потом расписываются события по эпизодам, и в конце создаются диалоги и действия персонажей. Но не все так радужно, сильно вдаваться в творчество не получится. В большинстве случаев художник-постановщик выдаст вам чертежи, а вы их просто обрисуете, передавая настроение кадра. Так, сценарист вообще не является автором фильма, идея выдается режиссером/продюссером, либо другим человеком с деньгами. Но при этом сторибордисты тянут за собой дизайн, который может меняться довольно часто и порой формирует качество кадра. В этом секрет эстетики американских фильмов, кадры меняются часто, и у каждого кадра один смысл. Эта последовательность смыслов создает непрерывное повествование, с понятным положением персонажа в сцене. Это позволяет удерживать внимание зрителя и не перегружать его.  Отсюда следуют и огромные бюджеты, чтобы не боялись все переделывать. Итоговой точкой раскадровки можно назвать переход к разработке аниматика.

Нельзя игнорировать стандарты: например, титры часто подгоняют под тайминг 15 секунд для телетрансляций, получается 89 секунд + 500мс тишины для переходов. Или четыре 10-и минутных сюжетных эпизода в рамках часового сериала, + 90 сек. для начала и конца, что диктуется рекламной на американском ТВ. В конце видео нужно ставить black screen.

unive

Основа произведения. Всегда конфликт. Визуальное выражение конфликта — контраст. Контраст содержится везде, в линиях формы, горизонтальных и вертикальных линиях, и их сопоставление. Визуальные компоненты кино — линия (текстура), форма (динамика, вес), тон (соотношение черных и белых композиций, на тон все люди реагируют примерно одинаково), композиция/мезансцена, пространство/перспектива, цвет, движение/ритм. Ритм может выражаться в напряженности сцены. Для начала можно набросать мутборд.  Это фотографии, эскизы, доски настроения для показа режиссеру на утверждение. В последовательности кадров часто имеется один ключевой кадр, который резюмирует или кратко излагает смысл данного отрывка произведения. Помните общие составляющие вашей идеи/фильма, но не забывайте концентрироваться на деталях.

gif_wip_your-scorpion_starwars

Правила существуют чтобы выстроить систему. Правила:

Персонаж. Как сделать хорошего персонажа? У персонажа есть внешние визуальные характеристики, окружение, облик, а еще есть внутренние психологические характеристики, характер и эмоции. Персонаж олицетворяет историю. Важно сделать персонажа личностью, а не просто плохим парнем или девочкой-умницей. Поэтому проще всего делать персонажа на основе ваших реальных знакомых. Материал для работы нужно брать из окружающего мира, поэтому анализируйте все что вокруг вас происходит. В любом персонаже есть конфликт. Главный герой обычно самый нормальный, у Стива Джобса главный герой это Apple. В производстве вам будет необходимо создавать лайнап. Это рассказ о персонажах, смотришь на лайнап и сразу понимаешь, что это за персонаж и как он будет соотноситься с миром. У любого героя должна быть проблема, с которой он не может жить. Разработайте каждого персонажа по отдельности, но получившиеся персонажи должны друг от друга зависеть (как Бэтмен и Супермен).

Фон и окружение. Оно же кино мизансцена. Организуется начиная с раскадровки и заканчивается на уровне лэйаута и анимации. Кадры, следующие друг за другом в одном окружении не должны иметь сильного разрыва тона. Это может привести к явной заметности стыков. Отсутствию стыков также поспособствуют направление света, одинаковые зоны фокуса и непрерывность движения на заднем плане (толпа, острова в море, уличное движение и т. д.). Один из самых распростраенных приемов это поворот камеры на 180 градусов , это фундаментальная идея непрерывности повествования. Если персонаж начал движение влево или вправо, это движение нужно показывать все время, пока персонаж виден на экране.

Диалоги. Главное правило для создания диалога: не пересекать осевую линию. Это поможет сохранить четкое представление о географическом месторасположении элементов в кадре. Диалоги создаются по определенным законам: если герой в кадре на крупном плане смотрит справа налево, то его собеседник должен смотреть слева направо. При этом, размер кадра и уровень глаз должны совпадать. Наиболее удобным способом постановки для введения дополнительных фигур с их собственными задними планами является ситуация, когда персонаж развернут в кадре, а не смотрит прямо в камеру. При этом линия плеча персонажа должна быть направлена на задний план.566

При движении камеры в кадре должны быть видимые элементы, взаимное расположение которых меняется в зависимости от ее положения. А движение вокруг объекта съемки на фоне гладкого задника будет создавать впечатление небольшой смены точки зрения.

Частой ошибкой при съемке видео является размещение персонажа в центре кадра и приближение его с сохранением одинакового расстояния от объекта до всех четырех границ кадра. Получается, что кадр сужается к объекту со всех четырех сторон. Корректным наездом камеры будет постоянное движение  с сохранением одинакового расстояния от объекта до двух границ кадра. Это достигается при сопровождении или наезде за счет предварительного выбора в композиции точки центра внимания, которой обычно является персонаж, и поддержания ее положения на определенном расстоянии от двух смежных границ кадра. При этом относительное расстояние от объекта до двух других границ может меняться. Это позволяет изображению объекта постепенно увеличиваться (или уменьшаться) в пределах кадра, и не будет казаться, что кадр сжимается по направлению к предмету.

В любом случае, при создании рекламных продуктов мы работаем с чувствами зрителя, а не с наездами/отъездами/изменениями скорости. Все успешные режиссеры работают с чувствами зрителя.

Комиксы. В первую очередь характеризуются нестандартными формами панелей. Страница это единица рассказа. Работа начинается с понимания, какой формы панели нам необходим, чтобы создавать наши визуальные сообщения на каждом этапе истории. Мы должны быть уверены в том, что в момент, когда мы их совмещаем, все они формируют прочный и осмысленный макет страницы. Мы должны знать, насколько повторяющимся или непредсказуемым должен быть ритм последовательности. Будет чтение линейным или нестандартным и отрывистым? Будут ли форма панелей стабильной или будет включать в себя больше диагоналей? Экшен сцены строятся на диагоналях. Направлены линии в одно направление, или разбросаны хаотично, роли не играет.  Заваленные ракурсы всегда ассоциируются с динамикой. В остальном, комиксы и сториборды идентичны с точки зрения стыковки кадров. Есть ограничения, так, рассмешить на страницах комикса куда сложнее, чем в кино, где смешным является само движение.

Возьмем в качестве примера квадратный формат, который считается самым сложным. В данное пространство можно включить персонажей, которые дают представление о том, какими характерными особенностями они обладают. Так как компановка затруднена, допустимо обрезать персонажей. Популярным решением для квадратного кадра является формирование круглого, пирамидального и овального расположения объектов в кадре. Чрезвычайно важно установить основной объект для кадра и расположить остальные объекты с целью подчеркивания основного объекта.

566

Ритм сцен важен во всех существующих видах последовательности картинок. Эмоции зрителю доставляют взаимосвязанные кадры, а не каждый по отдельности. Зная эти технические моменты, вы сможете их нарушать, а нарушая создавать.

Технические моменты:

Дальний план. Используется, чтобы показать окружение, место действия персонажа.

Общий план. Показывает героя в полный рост.

Средний план. Предлагается широкий вид, но вырезаны элементы, которые могли бы помешать передаче смысла, который несет в себе кадр.

Крупный план. Позволяет лучше почувствовать особенности и реакцию персонажа на ситуацию. С этой точки зрения реакция персонажа будет гораздо важнее для аудитории, чем то, что ее спровоцировало. Над персонажем не должно быть слишком много пустого пространства, в общем и среднем планах нельзя обрезать голову персонажа или нижнюю часть ног (обрезать можно только выше колена).

Сверхкрупный план. В данном случае зрители станут одним целым с человеком на экране. Это не единственный способ добиться такого эффекта, поскольку мы всегда можем воспользоваться другими приемами, таким, как вид от первого лица (называется субъективной камерой).

планы в кинематографе

При этом начало эскиза всегда начинается с горизонта и расположения камеры. С высокой линией горизонта зрители будут смотреть на сцену сверху вниз на локацию, в то время как низкий горизонт заставляет зрителей смотреть на происходящее. Чаще используюется низкая линия горизонта, это позволяет меньше возиться с перспективой, показать красивые дальние планы, лучше работать с силуэтами. Следует учитывать разнообразие углов камеры. Есть небольшая хитрость по размещению объектов в кадре: если объект делится пополам линией горизонта, остальные объекты также будут делиться пополам на схожей высоте.

Нельзя завершить статью и не рассказать о полезных приемах, которые помогут вам сэкономить нервы, а начальству деньги. Инструменты для структурирования идей и связей это xmind, mainmaster. Локализация вашей идеи должна быть такой: вы сами пишите свой сюжет на английском, и нанимаете редактора, чей родной язык это английский.


В завершении статьи хочется привести одну из моих любимых цитат: «Очень трудно бывает удержать смысл сотен слов прозы сценария в памяти… Разбить его на картинки и собрать их в сториборд мне оказалось проще и удобнее». (Steven Spielberg, ‘Directing the Film’). И помните: самая хорошая шутка или история всегда неожиданная но предсказуемая, а самая плохая ожидаемая но непредсказуемая.

6 комментариев

  1. Лена

    29.03.2021

    Привет! может ли фотоаппарат прийти с завода с браком? кажется, плохо фокусируется

    • Цветков Максим

      29.03.2021

      Проблема бывает только на зеркалках. Это лечится юстировкой. Берете штатив, мишень, и фокусируете фотоаппарат на мишени (без стабилизации). Запуск с таймера. Если цель сфотографировалась корректно, то дело не в оборудовании. Если же нет, то у вас фронт-фокус или бэк-фокус, лечится юстировкой в сервисном центре за один час.

      Другая причина: переключатель авто-фокуса на объективе (af / mf). И выбор зоны фокусировки установить как ручной.

      Стабилизация в объективе это гироскоп + линзы, которые не двигаются в пределах корпуса.

      • Лена

        12.04.2021

        О спасибо! а как полечить неправильную настройку на фотоаппарате, когда все фотографии получаются темнее обычного?

        • Цветков Максим

          12.04.2021

          Нужно крутить ISO, диафрагму и выдержку. Если дело в кол-ве света, которое камера улавливает, то исправляем экспозицию корректировкой выдержки и диафрагмы. ISO скорее как усилитель сигнала.
          Диафрагма — чем больше значение, тем меньше света.
          Выдержка — отвечает за яркость изображения. 1/8000 — мало света, 1/100 — много света.
          ISO — чем больше значение, тем светлее фото.

          У вас скорее всего понижен ISO, короткая выдержка и/или закрыта диафрагма. Либо камера старая и не умеет снимать на высоких ISO.

          И сразу скажу про главную проблему высоких ISO — шум. Например, вы снимаете в темноте, задрали ISO, мало света = много шума. При высоких ISO и достаточном свете, заметного глазу шума быть не должно. Если ISO маленький, то ставьте побольше выдержку. И не перегревайте матрицу.

  2. Галина Малинова

    10.11.2022

    Каков путь издания книги? Какие роли что делают и в какой последовательности?

    • Цветков Максим

      10.11.2022

      Корректор вычитывает на ошибки, в идеале должно быть два корректора, и каждый читает не менее двух раз. Первая вычитка сразу после получения черновика книги от автора.
      Версткой книги занимается верстальщик, и после верстки нужна повторная вычитка. Корректор проверяет верстку, так как плагины переносов косячат, появляются провисающие предлоги и т. п. После этого сверка.

      Сигнальный экземпляр никогда не дается автору.

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.