Введение в теорию цвета/света

Цвет/свет. Фотоны и цветоведение.

Сегодня я постараюсь рассказать об основах цветоведения. Но, разумеется, я не собираюсь ограничиваться советом нарисовать цветовой круг акварелькой и написать натюрморт тремя цветами. Это базовые упражнения, с которыми вы справитесь самостоятельно. Тема данной статьи больше относится к memory colors, neutral colors и прочим популярным терминам цветокоррекции фото, видео и арта.

Рассмотрим вкратце теорию восприятия цвета человеком, а заодно и принцип построения освещения. В первую очередь важно понять, что зрение происходит в мозге, а не в глазах. Все мы нажимали кнопочку render в какой либо программе, затем наблюдали какой то результат и называли это магией. Но вот что интересно, основа этой «магии» была заложена ещё Исааком Ньютоном. Он предложил корпускулярную теорию света и описал с помощью данной теории такие ключевые явления, как отражения, преломления, закон сохранения энергии, подповерхностное рассеивание. Интересно, не правда ли? Но как же «работает» свет?

Свет состоит из бесчисленного количества маленьких частиц, называемых фотонами. Эти частицы обладают различной длиной волны в зависимости от их цвета: фотоны голубого света имеют более короткую длину волны, чем фотоны красного света. Свет (то есть куча фотонов) при прохождении через плотные слои нашей атмосферы сталкиваются с различными газами, молекулами и много чем ещё, что изменяет направление фотонов и рассеивает их. Как я сказал чуть выше, синие фотоны значительно короче чем красные, и соответственно, они рассеиваются в плотных слоях атмосферы, в то время как красные могут уцелеть и долетают до земли. Поэтому наше небо голубое, т.к. все синие фотоны рассеиваются ещё в атмосфере и создают нужный оттенок. И оттенки одного цвета должны быть максимально разные, этот прием называется вариативность цвета.

Длина фотонов

Часть фотонов до нас долетает и начинает сталкиваться с поверхностью всех встречных объектов, включая пылинки. Цвет света, отражённого от поверхности, зависит от цвета отражающей поверхности. Белая поверхность отразит весь цветовой спектр, чёрный поглощает почти все попадающие на него фотоны. Поэтому вполне обоснованно считается, что в чёрной одежде теплее. Если белый свет попадёт на зелёный столик, то будет поглощён зелёный цвет, а красный и синий будут отражены (разумеется, я сейчас рассказываю очень утрированно). Конечно, весь спектр цветов не ограничивается зелёным, красным и синим, всего глаз воспринимает около 2 миллионов оттенков.

Белый свет солнца представляет собой набор фотонов полного спектра оттенков цвета, которые «разделены» на цвета радуги — красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. А сумма этих цветов дает белый цвет. Чёрный, соответственно, бесцветный, и чёрный цвет способен поглощать все цвета спектра. 

Это не голая теория, выбор цветов в светофоре обусловлен длиной волны. Длинные волны рассеиваются меньше, чем длинные волны и видны гораздо дальше. Также, во время боевых действий используются синие лампочки для освещения, т.к. свет от них значительно менее заметен издалека и быстрее рассеивается, чем желтое освещение.

«Все это здорово и хорошо, но толку то?…» — спросите вы.  Теперь мы знаем, по каким правилам существует цвет. Разберемся, как мы его воспринимаем.

Здесь самую главную роль играет наш мозг. Цвет — волновое явление, основанное на фотонах. Фотоны «проскальзывают» в зрачок (чёрный зрачок поглощает все цвета, у слепых людей зрачок белый), информация преобразовывается в нейронные сигналы и поступает в мозг, а мозг формирует уже цветную картинку по критерию: хроматические цвета определяются светлотой и цветностью. Цветность «добавляется» благодаря насыщенности и цветовому тону. Цветовой тон это сам цвет: красный, синий, маджента и остальные 2 миллиона цветов. Насыщенность — насколько «чист» цвет, насколько он отличается от бесцветного/серого/ахроматического. Обрабатывая эту информацию, мозг формирует картинку, которую мы и «видим». Как хорошая иллюстрация, подойдет общее заблуждение о том, что более темный тон более насыщенный. Дело в том, что со снижением освещённости чувствительность глазных рецепторов уменьшается, при этом красно-зеленая область получаемой мозгом картинки смещается в ночное зрение (палочками). Соответственно, для насыщенных  цветов наибольший контраст наблюдается между синим и желтым, слабее между красным и цианом, и самый слабый между зеленым и пурпурным.

К слову, глаз может различить порядка 300 ахроматических оттенков. Правило: чем меньше времени мозгу требуется на обработку информации, тем больше ему нравится картинка, и тем она лучше.

Реагируем на цвет мы удивительно по-разному, наша эмоциональная реакция невероятно сильна и недооценена:

Красный — активный цвет. В интерьерах он сокращает пространство, это цвет сексуальности (поэтому многие люди, которым не везло в отношениях, не любят ярко-красный). В одежде хорошо смотрится, если красного больше 50%. Но также красный цвет в больших количествах вызывает агрессию, не даром многие военные так или иначе старались в свой боевой костюм добавить что-нибудь красненькое. Цвет первопроходцев и жестокости. Он возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма. Самый сильный. На короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.

Желтый — легкий, сияющий, возбуждающий; отраженные от него лучи согревают (цвет застывшего солнца). Но, к примеру в контрасте с чёрным или красным, этот цвет предупреждает о чём-то, но делает это по доброму: с чувством радости и веселья. Хорошо использовать для «агресивных» фирменных стилей. Вроде бы, отличный цвет. Но определение «жёлтая пресса» появилась не просто так: жёлтый это ещё и цвет сплетен и рассеянности. Жёлтый цвет тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность. Хорошо смотрится в контрасте с чёрным. Говорит о вдохновении, творчестве, это цвет солнца. Но Иуда во многих академических картинах одет в жёлтую одежду, т.к. предал Иисуса. Так что жёлтый может говорить и о трусости. Расстаётесь с девушкой — подарите ей жёлтые цветы.

Зелёный — этот цвет успокаивает, пассивный цвет. Символизирует молодость, веселье, но в тоже время стабильность. Идеален для ванной или спальни, для укромного уголка. Уменьшает кровяное давление и успокаивает, убирает напряжение. Цвет бессмертия и природы.

Фиолетовый (Пурпурный) — цвет, соответствующий монохроматическому излучению с минимальной длиной волны. Очень двусмысленный цвет. Скорее всего, потому что данный цвет на границе красного и синего = буйного и спокойного. В сочетании с оранжевым даёт ассоциации с суицидом ^^. Этот цвет относится к чему то мистическому и тайному, роскошному и романтичному. Цвет философов, мистика, роскошь.

Синий — спокойный, с его помощью прекрасно можно показать глубину в картине, весьма добрый и ненавязчивый цвет. Оттенок синего, голубой рекомендовано использовать в дизайне комнат для переговоров, т.к. голубой способствует лучшему усвоения информации и налаживанию дружеских отношений. Избыток синего способен повысить усталость человека. Замедляет сердечную активность, действует успокаивающее, в некоторых случаях — депрессивно. Синие лучи применяют при лечении воспалительных заболеваний глаз, и уверен, что не случайно. Вообще вот у меня сейчас на модемчике мигает синяя лампочка, и совершенно не отвлекает, хотя внимание привлекает. Устойчивость, истина. Мана у вашего мага, в конце концов.

Коричневый — цвет уверенных и «домашних» людей.

Оранжевый — очень энергичный и молодёжный цвет. Менее сильный по восприятию, чем красный, символизирует удовольствие и творческую активность, а следственно и некую безответственность. Этот цвет согревает, но… использовать этот цвет часто не следует, неважно где – дизайне, живописи, писюльках на асфальте. В интерьере более желательны персиковые тона.

 

Также, хотелось бы выделить цветовые типы:

Летний тип — он спокойный, не кричащий, аристократичный. Цвета ореховые, в коже используются прохладные бледно- розовые оттенки, серые глаза c лишь лёгким оттенком. Это цвета королев, королева всегда одевается в летний тип. Отрицательный цвет будет чёрный, поэтому тут уместны будут серые оттенки. Очень правильно использовать какой либо угольный оттенок.

Осенний тип — рыженькие ребята. Веснушки, ярки рыжие волосы, уместны будут оттенки бронзы или меди, персиковая кожа, и яркие глаза. Яркий такой тип, солнечный, которому точно чёрный не подходит, сюда идут все оттенки земли, фиолетово-синие, глубокие яркие тёплые оттенки или сине-фиолетовая гамма. Розовый конечно исключён = ).

Весенний тип — ярко-золотистый блондин. Голубые глаза, волосы золотых оттенков, кожа персикового цвета. Такому цветовому типу типу идут цвета цветочков, или зелёного леса. Можно добавить, например, камушки голубого цвета вместо бровей, светло-голубые оттенки.

Зимний тип — это темно-карие цвета, ореховые, одежда пепельно-коричневая или близка к этому оттенку, кожа синеватая, может быть слегка оливковой, белая. Возможно, глаза могут быть фиалковые, синие. Волосы, как вариант, седые.

 

Но всё это просто примеры. В любом сезонной цветовой палитре могут быть ВСЕ цвета, только своего уникального оттенка (исключением может быть оранжевый, т.к. не имеет холодного оттенка). Не смотря на то, что чёрный цвет почти не встречается в вышеперечисленных типах, этот цвет очень распространён в наши дни. Это цвет отрицания и недоверия, поэтому персонажи, которые раскрашены в чёрный цвет, могут быть не только японские ниндзя, но и креативные ребята, т.к. отрицание стандартов – основа креатива. Но не забываем, что абсолютно чёрного в природе нет, у чёрного цвета должен быть ясный цветовой тон. В подтверждение этого тезиса хочется отметить, что при обучении детей рисованию из коробки красок специально убирают чёрную и коричневые краски, чтобы ребёнок начал воспринимать мир через цвет. 

Очень показателен будет дресс-код. В одежде может быть 3 цвета, исходя из цвета глаз человека, цвета кожи и цвета волос. 60% внешности занимает один цвет, основной, самый тёмный. Следующий цвет занимает 30% – средний оттенок, который не будет очень ярким, возможно постельным. Самый последний цвет – акцентные 10% . Это всегда мелочь: галстук, рога, плавники, череп на груди орка, но акцентный цвет не может быть постельным, он должен быть ярким, вызывающим, делающим акцент. Это соотношение 60/30/10 очень близко к теории золотого сечения.

Нанося цвета, мы меняем «цветовое равновесие». Те, кто получал художественное образование и/или писал маcлом или акрилом, наверняка замечали, что в тот момент, когда наносится краска на белый холст, на первых этапах работы всё смотрится вполне себе симпатично. Но как только была прокрыта цветом вся плоскость холста, картина теряла привлекательность, так как терялся контраст с белым. Этот контраст можно восполнить контрастом дополнительных цветов (красный/зелёный, фиолетовый/жёлтый), что придаст усиление колориту рисунка, его цветовой экспрессии и особой яркости цвета. Длительное рассматривание одного цвета снижает чувствительность к этому цвету, и повышает чувствительность к дополнительному цвету. Если некоторое время рассматривать яркий красный цвет, а потом перевести глаза на серый цвет, последняя покажется зелено-голубой.


 

Это мы только-только разобрали цветность. Теперь поговорим о насыщенности.

Считается, что базовые цвета – это те, которые не могут быть получены с помощью смешивания других оттенков. Красный, синий и жёлтый являются базовыми (это аддитивная цветовая модель). Так нас учат в школе, но многие пытались написать натюрморт этими тремя красками, и ничего хорошего у них не выходило. Я бы предпочёл называть базовыми цветами пурпурный, голубой и желтый (субтрактивная модель), или вы думали, просто так плоттеры печатают по CMYK’у, а не по RGB? «Честным» RGB-устройством считается только трехстимульный визуальный колориметр, в частности, монитор.

Гармония это правильно подобранные сочетания цветов. Бывает следующих видов:

Монохромная Гармония. Тут всё просто, у вас в распоряжении есть только один цвет. Узнаваемость форм достигается за счёт тонов одного цвета.

Также важно обозначить понятие «Аналоговая гармония». В данном случае содержится не один оттенок, а все оттенки, рядом расположенные, близки по цветовому кругу друг другу, эффект чем то похож на монохромную гармонию. В данном случае будет проще запомнить словосочетание «доминирование оттенков», очень верно описывающее аналоговую гармонию.

Комплементарная гармония (двухцветная). Берутся противоположные цвета на цветовом круге, самый простой способ. Не так чтобы примитивный, но и гордиться тут нечем.

Триадная гармония. Три оттенка расположены на равном удалении друг от друга.

Тетрадная гармония. Два набора дополнительных цветов, то есть квадратик, крутящийся в цветовом круге. Используется в пейзажах, два цвета на передний план и два цвета на задний.

 

Правильные пары цветовЭти способы «ориентации» по цветовому кругу Иттена помогут подобрать красивые, гармоничные сочетания оттенков. Но это актуально только для смешивания красок. Так, у красного дополнительным будет бирюзово-голубой цвет, а не зеленый. Комплементарные цвета по цветовому кругу Иттена и Гете не являются дополнительными. А вот цветовой круг по Вильгельму Оствальду очень похож на RGB и достаточно хорошо для подбора комплиментарных цветов. Проверка: пара дополнительных по отношению друг к другу цветов при построении градиента создаст в центре серый оттенок.

И напоследок, полезная и важная заметка насчёт контраста/качества компьютерной картинки: в тёмной комнате мы видим больше деталей, чем в светлой. На всех светлых участках мы видим меньше деталей, чем в затемнённой области, так устроен глаз человека. Компьютерщики это используют для оптимизации изображений: с помощью логарифмической компрессии удаляют из светлых участков видео материала информацию, тем самым оптимизируя конечный файл без видимой потери качества. 

 

Видение.
Я уже писал, что причина гигантского количества спектральных цветов заключается в длине световой волны (на самом деле, ультрафиолетовое и инфракрасное излучения тоже оказывают действие на глаз, но не вызывают зрительных ощущений). Через глаза мы получаем 78% информации об окружающем мире. 700 mn — красный, 400 mn — фиолетовый, в промежутке — все остальные видимые цвета. Также мы знаем, что только три параметра влияют на то, как выглядит цвет — светлота, цветовой тон, насыщенность, также мы знаем глаз человека реагирует на яркость излучения, а не на количество световой энергии.  

Для восприятия яркости излучения нужен глаз, мозг, свет и объект. Глаз же устроен по следующему принципу: обычный объектив фотоаппарата, за исключением очень важных нюансов о которых ниже. Да, в глазе человека тоже есть и свой аналог диафрагмы, и DoF. Из курса биологии в школе вы знаете, что глаза состоят из палочек и колбочек. Колбочки нужны для восприятия цвета, палочки же видят всё чёрно белым и отвечают в итоге за форму.  В центре глаза есть центральная ямка (лат. fovea centralis), в ней очень плотно скоплены именно колбочки, и чем дальше от центра, тем меньше колбочек. Оптический угол чёткого зрения составляет всего 1,5 градуса, все остальное мы видим расплывчато. Когда мы смотрим на предмет, то глаз сам поворачивается скоплением колбочек к предмету, и непрерывно движется. Незаметно для нас, но движется. Именно благодаря этим быстрым движениям на различные участки сетчатки глаза попадают различные излучения.


Получая информацию, наши глаза/мозг группируют полученные данные по принципу схожести и неразложимости структуры на более простые элементы. Сгруппированные элементы по схожим характеристикам дают нам возможность целостного восприятия изображения. Поэтому, при рисовании изображения, нужно стремиться создать объединяющие связи между элементами, чтобы организовать пространство удобным для восприятия в связке с предыдущим зрительным опытом зрителей. 

слабое излучение для нас — цвет, сильное — светЕсли нужно дать объектам четкую границу, то нужно играться с яркостью объектов. Излучение это свет, и принадлежит он окружению. А цвет это сам предмет. Но видим мы излучение, которое и окрашивает предмет в локальный цвет, то есть цвет это тоже излучение, но не настолько яркое. Как говорил ещё Тициан, важно установить локальный цвет предмета изменённый рефлексом. Есть лист бумаги попадёт под сильный поток световой энергии, то он будет казаться светящимся, за счёт отражения световых волн.

Важно понимать, что у каждого цвета при максимальной насыщенности своя собственная яркость. Меняя яркость, мы получаем визуально более светлый или более тёмный, но цвет другого оттенка.

Взаимодействие освещённости предмета и силой отражения световой энергии этим предметом носит название «Альбедо». Как вы помните, идеально белая поверхность отражаем всю световую энергию, что попадает на неё, и, соответственно, Альбедо идеально белого цвета равна единице. Но бумага не является идеально белым предметом, и поглощает оттенки окружения. Ведь многие из нас видели очень классный беленький шарфик в магазине, который просто отвратительно смотрится дома – это вина окружающего освещения и дополнительных цветов.

Дополнительные цвета
Нельзя забывать про такой закон: цвет, который размещён на цветном фоне или рядом с ним, принимает оттенок цвета дополнительного, относительно цвета фона. Можно для примера взять красный фон и потыкать серых пятнышек, и эти серые пятна будут казаться зеленоватого оттенка. Если будут тёмно-серые точки, то зелёный оттенок будет ближе к жёлтому, если светло-серые, то зелёный оттенок будет тяготеть к голубому. Контраст дополнительного цвета и основного позволяет усилить оба эти цвета (пример: фиолетовый и жёлтый – холодный, и очень контрастный колорит).

Дополнительные цвета смешиваются оптически, что позволяет немного выйти за технические возможности той цветовой модели, в которой вы работаете. Узнать, какие цвета дополнительные – легко: эти два цвета при «смешивании» взаимно уничтожаются, выдавая белый цвет. Но находясь рядом, они усиливают друг друга. Именно исходя из теории «дополнительных цветов» можно объяснить, почему после длительного заострения взгляда на каком либо локальном цвете и быстрого перевода взгляда на белый фон, несколько мгновений вместо белого мы видим противоположный локальному цвету оттенок. Остаточное явление лишний раз нам говорит, насколько сильны дополнительные цвета. Мозг сам «додумывает» несуществующие оттенки, и это очень сильно влияет на восприятие человеком картинки. И также это объясняет проблему «замылился глаз», когда вы смотрите на откровенно хреновую картинку, и она вам кажется весьма красивой. Глаз имеет особенность адаптироваться, именно поэтому важно отвлекаться на что либо. И окружение при работе лучше использовать серое.

Хорошая иллюстрация работы комплиментарных цветов: спасательные жилеты почти всегда оранжевого цвета, т.к. этот цвет противоположен по цветовому кругу синему цвету воды.

 

Символика:
Если исходить из цветовой символики, то белый окажется сплошь положительным цветом (хотя я однажды читал, что обилие белого является склонностью к шизофрении ♥), но одним белым цветом большинство задач не решить. Можно выделить ещё несколько «топовых» цветов, которые помогают привлечь внимание: красный цвет, более менее равнозначный по привлечению внимания яркий синий (который, увы, обычным CMYK’ом не получить), и на одной ступеньке ниже ютятся жёлтый и зелёный. Успокаивают голубой, зелёный, синий, возбуждают оранжевый, жёлтый, красный.

В качестве заключения: во время моей учёбы у меня был один очень хороший преподаватель. Он был хорошим специалистом, не замученным академической школой, и отличнейшим человеком. Он никого не критиковал, никогда не говорил, что у человека в работе косяки и недочёты. Всегда были только пожелания к работе. И вот одно из самых важных его пожеланий: в работе не должно быть лишнего оттенка. Я до сих пор с этим более чем согласен.

11 комментариев

  1. Marker

    Вашу статью про цвет можно смело печатать и ежедневно читать на ночь) Самая суть из лучших книг!

  2. Tigrov_Vit

    Как вы посоветуете учиться рисовать?

    • your-scorpion (Author)

      1. Выработать привычку прогрессировать и наработать жесткий график с учетом привычек (встать в 7 утра, выпить стакан воды, etd). Расставить ярлыки под свои привычки (начали пить кофе, сразу взяли бумагу, карандаш и начали тренировать «живую линию»). Талант — ничто без практических навыков, так что важно их нарабатывать.


      2. Структурировать обучение на неделю. 7 дней небольшой срок, но достаточный для получения навыка. Допустим, у вас неделя рисования головы Аполлона. Рисунок головы Аполлона в понедельник и рисунок головы Аполлона в воскресенье будет отличаться по качеству. Не забывайте менять ракурс, это важно для наработки чувства пропорции.


      3. Развиваться постепенно: композиция и дизайн развивается с помощью орнаментов, особенно угловых и квадратных, от простых к сложным, от симметричных к несимметричным. Далее освойте рисование по фото или с натуры (контур) с компоновкой, представляя объекты сплошной заливкой, и чем меньше заливок, тем лучше. Всегда помните, что должно быть единое движение линии. Далее идет все самое простое: пропорции и текстуры. Тут все просто, берете и делаете стадики, нарабатываете навык. Иногда вам будет необходимо рисовать не только по фото, но и с натуры.


      4. Осваивание цвета начинается с тона. В академической школе учат делать тоновые растяжки, я бы советовал не пренебрегать этим упражнением. Пытайтесь угадать тон, глядя на картины профессиональный художников. На этом этапе вы должны уже научиться рисовать красивые кубики, сферы, треугольники и прочие примитивные формы, а также можете переходить к двух-трех-четырех тоновым копиям работ мастеров.


      5. Копируйте освещение с разных погодных условий, времен года, день/ночь. Понять, что в разное время суток разная контрастность. И вообще мини-копии цветом работ мастеров это хорошее упражнение.

  3. Виктор

    Здравствуйте. Светодинодные лампы пригодны для работы?

    • your-scorpion (Author)

      Использовать можно, но есть минусы.
      При покупке надо смотреть на индекс цветопередачи (низкий индекс это плохо) и проверять на мерцание c помощью камеры телефона. Наведите камеру телефона на работающий светодиод и будут видны бегущие полосы. Это значит что есть невидимое мерцание, из за которого глаза быстро устают.

      Лампы накаливания и галогенные лампы имеют очень хорошую характеристику цветопередачи >90 со степенью цветопередачи 1А (100 считается эталонным источников света). Светодиодные лампы имеют коэффициент цветопередачи 80-89, степень цветопередачи 1B.

      Есть проблемы с наличием пика в синей области света, но если брать лампу 2500-3000K (теплый желтый цвет) или в белой, то пик синего будет менее интенсивен. Лампы 6500K все же для работы не годится. У различных производителей различные составы жёлтого люминофора. Логично, что у дорогих люминофоров спектральный состав более равномерный и итоговое ощущение «белого» более реалистично, чем у дешёвых «белых» светодиодов. Также, у дорогих светодиодных ламп есть внутренний стабилизатор, поэтому они одинаково светят при очень большом изменении входного напряжения.

  4. Alexander Kalachev

    Добрый день
    Спасибо за статью. Я правильно понял, что цветовой контраст годится и для подбора удобочитаемого цвета фона/текста?

    • your-scorpion (Author)

      Не совсем. Цветовой контраст играет роль, но все же подбор цвета для текста и фона это более комплексная дисциплина. Если не вдаваться в подробности, то есть сервис cnook.ca, в нем можно проверить два любых цвета на контраст в соответствии с рекомендациями w3c. А вот мой любимый сайт для извлечения палитры цветов.

  5. Rudel Sabirov

    Проверка: пара дополнительных по отношению друг к другу цветов при построении градиента создаст в центре серый оттенок.

    Вот не нужны мне серые переходы в комплиментарных цветах, можно от них избавиться, работая в графических редакторах?

    • your-scorpion (Author)

      Это решается добавлением промежуточных оттенков, вот несколько примеров:



  6. Danil Rusanov

    Доброго времени суток. Интересен вопрос терминологии. Я сделал снимок, и хочу сделать цветокоррекцию с учетом Баланса белого. В каком направлении нужно двигаться, чтобы глубже понять тему?

    • your-scorpion (Author)

      Способность зрения человека адаптироваться к изменениям освещения и при этом сохранять неизменными исходные цвета окружающего мира называется «Хроматическая адаптация». Для того, чтобы воспринимать цвета в привычном балансе, мы опираемся на температуру опорного источника в картинке, что мы видим. Если эту температуру резко поменять, человеку потребуется время на адаптацию к новым условиям. Это баланс между холоднымм и теплыми цветами заложен в нашем мозгу, но это не баланс белого. Это аналог хроматической адаптации глаза, т.к. задействована работа с теплыми и холодными цветами.

      На мониторе: смотря на сцену, в которой постепенно меняется цветовая температура (опорный белый свет, освещающий сцену) и уровень освещённости (светлота, Сd/m2), наше зрение использует сразу два типа адаптации: хроматическая адаптация и адаптация по светлоте. Меняется и наше ощущение цвета. монитор имеет константный диапазон контраста, что компенсирует адаптацию по светлоте. С цветом все сложнее, изображение на мониторе всегда будет иметь связь с нашим субъективным представлением об оригинале. Отправная опорная белая точка D50 CIE XYZ (PCS). Для этого нужно понимать, что в Photoshop используется ICC Lab D50 с хромоадаптацией по Брэдфорду. Существует множество разных CIE Lab и не все будут D50, более того, есть разница между усредненным естественным дневным светом D50 и люстрой с лампами D50. При этом sRGB имеет белую точку D65, а офсетные CMYK-профили зафиксированы под белую точку бумаги при D50.

      Проще понять, что такое «Баланс белого», работая с гистограммой. Мы меняем кривыми крайние светлые точки, меняя коэффиценты каналов. Средние точки при этом используются для хроматической адаптации под цвет сцены. Проще говоря, работая с балансом белого, мы меняем цвет объектов так, чтобы белый цвет на снимке/иллюстрации и белый в сознании зрителя сопоставлялся без ощущения дискомфорта.

      Ниже приведен список координат белой точки
      A 1.09850 1.00000 0.35585
      B 0.99072 1.00000 0.85223
      C 0.98074 1.00000 1.18232
      D50 0.96422 1.00000 0.82521
      D55 0.95682 1.00000 0.92149
      D65 0.95047 1.00000 1.08883
      D75 0.94972 1.00000 1.22638
      E 1.00000 1.00000 1.00000
      F2 0.99186 1.00000 0.67393
      F7 0.95041 1.00000 1.08747
      F11 1.00962 1.00000 0.64350