Конструкция вещей и промышленный дизайн

Чем занимается промышленный дизайнер? Помогает клиенту победить соперника на рынке за счет внешней уникальности разрабатываемого продукта. Но многие отечественные компании делают дизайн не хуже чем у конкурентов, и на этом успокаиваются. А ведь значительная часть уникальности товара это дизайн. Посмотрите на Apple, Blizzard, они тратят уйму денег на дизайн и арт, получая взамен от благодарной публики колоссальную прибыль. Они делают конфетку, харизматичную, красивую и безукоризненную, которую хочется взять в руки. Эти компании знают: качественное визуальное представление является обязательной частью успешного продукта, а отличные товары приводят к увеличению прибыли. Но дизайн это не цвет, сеточка и паттерн на коробке. Все эти шрифтовые и концептуальные украшательства правильнее назвать оформлением. Так что же такое настоящий, дорогой дизайн? Чем он отличается, каковы его признаки?

Дизайн это грамотная эргономика продуктов и услуг. Посмотрите на Apple. Когда на рынке появился iPhone, рынок изменился. А все потому, что сначала был разработан отличный дизайн. Ничего революционного Apple не дали рынку, они просто выйграли войну на рынке дизайна, а не технологическую битву. Дизайнеры Apple прекрасно знают, как вызвать нужную эмоциональную реакцию, это и есть ключевое понятие дизайна. Эмоции, впечатления, это то, за что люди ценят других людей, места и ежегодные события. Дать человеку нужные эмоции, а не нарисовать паттерн, добавить ambient подсветку или добиться pixel-perfect, вот что такое дизайн. Люди любят выбирать классные на вид и ощупь вещи, которые можно взять руку и сказать: ВЕЩЬ! И такого эмоционального отклика может добиться только дизайнер, который учитывает и тактильные ощущения, вес, звуки, маскировку технических неточностей, ровность, аккуратность всех мелочей, всего того, что делает продукт дорогим. Дело не в тоннах креатива и новых идеях, не в чистом и аккуратном следовании гайдлайнам, а в умелой сборке уже существующих эмоций и ассоциаций в ваш продукт.

На рисунке выше вы видите две ручки, первая стоит 80 ₽, вторая 800 000 ₽. Вторая ручка пишет лучше первой в 10 000 раз? Сомневаюсь. Но тем не менее для премиальных ручек есть рынок, так как есть спрос. Продукт имеет стоимость — затраты на его производство и маркетинг. У него есть цена — сумма, по которой он предлагается потребителю. И у него есть ценность — мера того, что потребитель думает, что оно стоит. Это как раз про эмоции, про то, что эта ручка расскажет окружающим о её владельце. Функциональная составляющая продукта идентична, но дизайнер поигрался с материалами: дешевая ручка сделана из акрила, дорогая из золота и эмали и не будет выброшена после того, как перестанет писать. Можно поиграться и в обратную сторону: бокалы для вина из полистирола совсем по другому чувствуются и звучат, нежели бокалы из настоящего стекла. Стекло может быть для объектива фотокамеры, и для пивной бутылки, характер материалу придает дизайнер. Даже золото, которое у всех ассоциируется с богатством, может использоваться в микросхемах и тогда это уже инженерное практическое применение материала. Керамика использовалась еще в Древней Греции, но ейчас она ассоциируется с кухонными плитами, клапанами высокого давления, материалами для экстремальных условий.

На восприятие влияет даже частота звука, издаваемого при ударе по предмету. Акустические характеристики придают шарм, по аналогии с запахом на новых вещах. Можно звуки и вибирацию глушить, это демпфирование. Бронза и стекло при ударе издают достаточно высокий звук, поэтому их можно использовать для создания колоколов. Резина и полимеры звучат тускло и вибрируют на низких частотах, поэтому их используют для гашения шума. Свинец, не смотря на то, что это металл, тоже позволяет гасить звук и иногда используется в облицовки зданий как раз для шумоподавления.

Начнем с биологических конструкций, а именно с изобретений природы. Первые живые организмы были очень мягкими, т.к. твердые материалы более хрупкие и не приспособлены к нуждам роста и адаптации, природа почти не использует твердых материалов, разве что у крупных особей есть скелеты и панцири. Но даже в этом случае природа защищает скелет массой мягких тканей.

У природы опыт в создании конструкций почти 4,5 миллиарда лет, человек же по своему небольшому разумению старается делать все твердыми материалами. Не удивительно, линза должна быть точно зафиксирована в микроскопе, тормозные колодки должны быть вставлены симметрично, из камня просто сделать оружие для убийства живности и т.д. Задача дизайнера – преодолеть всю эту громоздкость, где это возможно. Рассмотрим несколько стандартных примеров:

Когда материал или конструкция оказывают сопротивление действию нагрузки, это возможно только за счет их ответного действия с равной по величине и противоположной по направлению силе. То есть, если пятиэтажный домик давит на свое основание, то и основание аналогично давит на пятиэтажку. Сила должна быть уравновешена, все должно быть уравновешенно. Это очень важное правило, актуальное для любой конструкции.

Если привязать веревку к камню и тянуть за веревку, то камень будет создавать сопротивление. Но как неживой объект вообще может чему-либо сопротивляться? Под любым воздействием любой объект растягивается или сжимается, это вы должны знать из любого курса по анимации, и твердые объекты, вроде камня, тоже деформируются. Глаз этого не видит, но все же это происходит на молекулярном уровне, на котором очень прочные связи между атомами сжимаются и растягиваются, что и создает необходимое сопротивление. Эти связи восстанавливают свою форму после окончания воздействия. Смещение всегда пропорционально нагрузке. Конечно, резина, ластик, ткань не восстанавливаются полностью, т.к. они пластичны. Величина смещения зависит от размера, формы конструкции и материала. Важно знать.

Если капля воды свисает с объекта, то вес воды в капле уравновешивается с силами поверхностного натяжения. Натяжение от поверхности жидкости столь же реально, как натяжение в струне, но оно отличается по следующему алгоритму: 1. Сила поверхностного натяжения не зависит от величины деформации, а является постоянной, как бы сильно не увеличивалась площадь поверхности. 2.поверхность жидкости можно увеличивать до бесконечности, создавая сколько угодно большие деформации без разрушения. 3.сила поверхностного напряжения в поперечном сечении жидкости зависит от длины контура в этом сечении.

24

Здания разрушаются в основном от растягивания, сжатие не так сильно влияет. Соответственно, часть конструкции может выскользнуть в бок из-за нагрузки. Разрушение хрупких материалов происходит путем сдвига под углом примерно 45 градусов, в бетоне это происходит в момент, когда касательное напряжение достигает критического значения. Поэтому всякие стекла, бетон, разбиваются молотком, они не умеют сопротивляться нагрузке.
Дерево разрушается иначе: все волокна сжимаются под углом в 90 градусов. Сжатие материала работает плохо, как не трудно догадаться. А теперь природная мудрость: в дереве обычно внешние слои растянуты, а внутренние сжаты. Тем самым удваивается сопротивление ствола на изгиб. Все трещины и складки начинаются в месте максимального напряжения у отверстий и дефективных включений, гвозди и шурупы не сильно ослабляю древесину, если плотно в ней сидят. Из этих простых, но очень распространенных материалов можно создавать потрясающие интерьеры и предметы в скандинавском стиле, допустим, Apple в оформлении своих точек продаж использует только стекло, дерево и нержавеющую сталь.

Энергия. Науке известно много типов энергии: потенциальная, тепловая, химическая, электрическая и т.п. Любое действие это превращение одного вида энергии в другой. Соответственно, нельзя получить что либо из ничего. Энергия не может быть уничтожена, поэтому кол-во энергии всегда остаётся одинаковым.

Как думаете, что будет с луком, если из него выстрелить без стрелы, куда уйдёт энергия? Правильно, на создание трещин в луке. Соответственно, проектируя что либо, надо думать о местах, в которых упругая энергия может перейти в кинетическую. Хрупкие материалы (камень, кирпич, стекло) не стоит использовать там, где они подвергаются растяжению, ведь для их разрушения нужно совсем немного энергии.

Поэтому энергия, требуемая для разрушения сварочного железа или мягкой стали, может быть в миллион раз больше энергии, требуемой для разрушения в таком же поперечном сечении стекла или керамики, хотя величины статической прочности на разрыв этих материалов не сильно различаются.

Растяжение это когда тянут, сжатие это когда сдавливают, а сдвиг это взаимное проскальзывание. Все твердые тела при напряжении сдвига реагируют также, как при растяжении. Соответственно, всякие биологические ткани, резина могут испытывать гораздо большие упругие и обратимые деформации сдвига, нежели металл бетон, и кость. Для жидкости деформация сдвига не ограничена и необратима. Как это применимо на практике? Допустим, хотим коробочку, сделанную из решеточки? Наиболее оптимально будет расположить под углом 45 градусов к оси балки, иначе не будет достаточно сдвиговой жесткости.

Удачным будет пример из строительства арочных мостов: две параллельные арки из стали позволяют разместить дорогу на любом уровне между арками, такая возможность появляется благодаря тому, что всю нагрузку берут на себя сжатые арки.

afafaf

По работе время от времени сталкиваюсь с красивыми интерьерами и зданиями, которые могут существовать только на картинке. 3Dmax + vray это хорошо, а если ещё и mental ray, то уже почти божественно. Но как всегда, люди с образованием, полученным дома или на курсах, всегда забывают самое главное: проект должен быть реализуем. Вот пара основных недочётов, с которыми я столкнулся за последние два месяца:

Точка росы — температура, при которой в/на предметах появляется роса (образуется при температуре 6-8 градусов Цельсия). Если точка росы образовывается внутри стены, то долговечность материала снижается. Для предотвращения данной ситуации нужно делать или пароизоляцию (делая поток паров через стену нулевым) или делать утеплитель по стене. Главное, чтобы точка росы была за пределами несущей конструкции. Принцип такой: во время отопительного периода часть парообразной влаги покидает помещение через стены, но на своём пути по стене она неизбежно попадает под уличный, холодный воздух, и остаётся в форме жидкости (конденсируется), а образовавшаяся вода уже непосредственно влияет на теплофизику стены. Соответственно, летом теплосберегающие свойства стены восстанавливаются, зимой пропадают, и так круглый год. Рассмотрим решение: если в доме температура + 24, а снаружи -30 (цифры условны), то примерно в середине стены температура составит шесть градусов, и будет граница точки росы, и если внешний утеплитель не паропрозрачный, то роса накопится на границе утеплителя и стены, и … будут неприятные последствия. НО! При более толстом слое паропрозрачного материала точка росы переместится в утеплитель, стенка останется тёплой и сухой. Profit. Это я к тому, что не надо облицовывать в дизайне интерьеров внутренние стенки паропрозрачыми материалами, но вообще можно делать просто стенки потолше и попросту не утеплять : ).

Теплоизоляция: если брать быстрый бюджетный вариант, то утеплять лучше снаружи (чтобы точки росы не перемещались по дому), если утеплить хочется изнутри, то лучше брать плиты и стены из ГКЛВ. И запенивать все щели и углы, а также утеплять в первую очередь пол и потолок. Тепло теряется из дома по следующим путям: через ограждающие конструкции (стены и перекрытия), через окна, и с вентилируемым воздухом, поэтому на данные моменты следует обращать особое внимание. Да и вообще, отопление — это то, над чем многие современные дизайнеры интерьеров не задумываются, а потом жильцам приходится решать эту проблему за счёт дополнительных денежных затрат, а строителям изобретать всякие извращённые конструкции-пироги. Хотя бы важно запомнить, что нагрев помещения происходит за счёт тёплого воздуха, и теплообмен возникает из-за конвекции, проводимости, излучения и диффузии водяных паров.

Пароизоляция: это на самом деле обычный полиэтилен + антигрибковая обработка. Между стеной и утеплителем пароизоляцию сувать не нужно, ну и пароизоляция должна быть полностью замкнута. Есть типы пароизоляции, которые воздухонепроницаемы, но пропускают водяной пар, так что это не полноценная гидроизоляция (!). Пароизоляция делается с зазором минимум в 3 см между гипсокартоном и пароизоляцией, вплотную к утеплителю.

Кондиционеры: дешевле чем тепловой насос и работы по устройству внешнего контура ,меньше земляных работ, проще ремонтировать, т.к. находится снаружи, а не под землёй, Без промерзания почвы с «лунными ландшафтами». Меньше «технических жидкостей» (типа антифриза, рассола), Практически все модели — заводского изготовления. Есть зависимость от «заборного» воздуха, но в принципе это только после -15. Да и потребление энергии не очень высокое, 3-4кВт (зимой). Но эффект постоянного ветерка и не совсем хорошего воздуха могут свести плюсы на нет.

Окна: если дизайнер интерьера положил текстуру рваного камня на стену, то при дальнейшем проектировании использовать лучше только небольшие окна, в кирпичных домах тоже стоит ограничиться не самыми колоссальными размерами окон, но это решается исходя из конкретной ситуации. В деревянных зданиях и современных стальных каркасах оконный проём размещают между стойками/колоннами. Высота подоконников принимается в зависимости от назначения помещения: так, если за окном красивая долина, то можно разместить на 50 см от пола, при обычном пейзаже подоконник «переезжает» на высоту 75 см, в рабочем помещении от 1 м, на кухне берём расстояние в 125 см, в гардеробах и подобных помещениях — в человеческий рост (1,5-1,75). И да, нормальная высота этажа 3, 84 метра для зданий типа школьных (при проектировании таких учреждений, всегда держите в уме вентилирование, т.к. когда люди находятся в закрытом помещении, потребляют кислород, и выделяют углекислый газ. А недостаток кислорода и ведет к головным болям, провоцированию болезней, уменьшению работоспособности, рвотным позывам, и т.п. Всегда думайте о том, как из помещения будет удаляться углекислый газ, пар и влага, и как будет обеспечен поток воздуха в посещение. И окна играют здесь далеко не последнюю роль).
Важно понимать, что такое оконный профиль. Это нужный набор ПВХ-профилей для создания окон, дверей и прочих прозрачных элементов. Толщина бывает 70, 82, 90 и 104 мм, камер бывает от двух до великого множества, контуров уплотнения 1-3. В отличие от стеклопакетов, оконные профили не запотевают (есть исключения), для борьбы с этим нужно снизить влажность воздуха в доме, или повысить температуру самого стеклопакета. Для Москвы используется 3-4 камеры толщиной 70 mm.

Деревянные окна: про минусы деревянных окон всё предельно понятно: дорогие, гниют, дышат (то не закроешь, то щели появляются), нужно красить. Но резюмируя, можно сказать, что деревянные окна хорошо себя показывают по нормам вентиляции, кондиционирования и отопления при использовании стеклопакетов. Деревянные окна дают гораздо больше возможностей поиграться с конструкций окон, чем у ПВХ.

И… развею миф: при заказе пластикового окна вы платите за квадратный метр. Пластиковые окна также вполне удовлетворят потребностям большинства людей: тепло, не шумит. Для производителей окон ПВХ стандартных не бывает, расчёт ведется по м2.

Пол — ламинат, по моему опыту, не самый хороший материал, хоть он дешевле и прочнеет той же паркетной доски. Разве что промышленный ламинат. Если есть желание использовать тёплые полы, то лучше брать за материал покрытия керамическую плитку или настоящий камень, т.к. теплопроводимость повыше, ламинат конечно тоже не плохо дружит с теплыми полами (класса 34, например), но перепада резких температур всё равно боится. А вот для открытых веранд подойдет лиственница, это дёшево. Я всегда советую заказчикам изначально вариант: тёплый пол + керамогранит. Хороший материал будет плитка, наливной полиуретановый пол, можно линолеум.

Материалы: материалами можно играться. Гончары используют глину и глазурь, плотники обрабатывают древесину, стекольщики создают красивые предметы, используя уникальные качества материалов. С другой стороны, есть полимеры, которые закрывают собой огромный спрос на дешевые и практичные материалы, и имитируют собой практически любую поверхность. 

Материалы можно разделить на твердые и мягкие. Твердые матриалы хорошо отполированы, устойчивы к износу и долговечны. Сталь это твердый материал, стекло тоже, алмаз еще твёрже. Твердые материалы легко не поцарапать, но ими можно царапать другие предметы. В противоположность им существуют мягкие материалы, например эластомеры, полимерные пенопласты, 

Арболит — крупнопористый материал, не очень теплосопротивляемый (40 см — 1,82 м°C/Вт), учитывая, что тепло дорогое и становится всё дороже, на этот параметр имеет обратить внимание. Арболит «холодный» на ощупь, быстро отводит тепло от пальца. Это связано не только с теплопроводностью технических свойств, но и с удельной теплопроводностью, которая также зависит от свойств материала. В остальном материал достаточно хороший, к примеру, в меру прочные дома с толщиной стен 30-40 см вполне могут быть сделаны арболита. Но для энергоэффективного дома с теплоптерями на уровне хотя бы 20 Вт/м2°C то это уже кирпич/бетон + утепление утеплителем ЭППС + ещё чего нить тёпленького. Хотя, вопрос спорный. Альтернативы есть, например дюрисол, и бризолит. И самое важное, как вывод из начала данной заметки: если строить дом из арболита, то очень хорошо бы всё отштукатурить, чтобы все щели пропали, это улучшит теплоизоляцию.

Гипсокартон — им хорошо выравнивать кривые стены… и всё, но для дизайнеров интерьера это не очень актуальное знание (та же штукатурка кривость стен в 2-3 см вполне себе может компенсировать, т.к. изначальный слой штукатурки 2 см и выходит). Людям попросту не очень нравится, когда стенка состоит из картона. Если строители очень настаивают на гипсокартоне — повод задуматься об и квалификации. Хотя выравнивание потолка делать лучше гипсокартоном.

Штукатурка — на мой взгляд, лучше гипсокартона, да и выходит куда дешевле. Она, конечно, должна сохнуть, но ведь недельку подождать при экономии денег – не проблема.

Резина — материал очень эластичный, упругий и прочный. Его используют для очень разнообразных целей, как и электроизоляцию, и в промышленном производстве (например, гидроизаляционные оболочки). Делается этот материал из каучук, получаемый из млечного сока кучуконосных растений. Очень прочный и эластичный. Также делают из гуттаперча, надо понимать что сейчас используется в основном синтетический Каучук. Существует также жидкая резина, безвредный и трудно вспламеняющийся материал. Более того, данный материал красится и имеет разные расцветки изначально. Главное вазилином не мазать, он портит резину.

Мрамор — материал любит много пространства и много свободного места. Впитывает всё, что разольёте, если сразу не отмыть, часто вместо мрамора используют литокерамику (3 мм мрамора и внутри керамика).

И полезные ссылки: калькуляторы для строителей http://vladirom.narod.ru/stoves/index.html

Климатология

Огромное количество проблем возникает у молодых специалистов из за слишком сильной надежды на авторский надзор. А ведь достаточно просто спросить у человека, что такое building information modeling. Если он ответит что нибудь вроде: «на основе хорошей большой модели здания делаются развертки, чертежи, фасады», то скорее всего человек разбирается в профессии. Экспликации полов, семейства окон и дверей, аксонометрические схемы, паспорт отделки, прочая рабочая документация тоже должны быть для человека не пустым звуком.

Учитывая все вышеперечисленное, помним, что форма товара должна быть обусловлена функциями предмета, т.к. в большинстве случаев дизайн канонизирован и возник в ходе исторического развития предмета. Зачастую он модифицируется, но не существенно, стул должен остаться стулом. Если он общественный, то основа почти всегда металлическая. Торговля предшествует производству, и производству проще сделать нечто знакомое. Кружка круглая не только потому, что это удобно, её также проще сделать круглой на гончарном станке или через мастер-форму, а нагревание и размягчение преформы ПЭТ-бутылок в любом случае будет диктовать условия для дизайна формы. Будет уместно упомянуть очень популяризированный flat-дизайн, который не просто очередная тенденция, а нечто близкое к финальной стадии аутентичности дизайна, отказ от всего лишнего. Аналогично, можно использовать тепло из дата-центров для обогрева домов, или холодный воздух из окружающей среды для охлаждения дата-центров. Будут нюансы с влажностью воздуха по сезонам (решается фильтрами) и так далее, но на концептуальном уровне это работает именно так.

Но тактильные ощущения это не 100% успеха. Еще есть модульные сетки, по которым вы проектируете форму, пропорции, наклеечки. Сетки для художника настолько же древнее явление, насколько древним может быть Египет. Из школьного курса истории все знают, насколько строго была стандартизирована сетка для рисунков в Древнем Египте. Дозволялось рисовать фигуры человека только определенным образом, строго по канонам. Прошло 4 тысячи лет, и теперь уже в наши дни многие дизайнеры считают, что сетка бывает только 12-колоночная и сайт надо уместить в 960 px (спасибо, IE6!). Художники пытаются с этим утверждением спорить, но любые доводы обычно разбиваются о догму «дизайн — не искусство, а реализация». Так то оно так, но у этой реализации есть определенная мат. часть, весомый пул знаний которой лежит в классическом изобразительном искусстве.

фв

Освещение, цветовой баланс, место действия, ракурс, и многое другое влияет на композицию, но разложить композицию на составные части не получится. Выбор дизайнером определенной перспективы, границ изображения и декоративных элементов зависит от цели. Создание грамотного соотношения и поддержание структуры элементов внутри кадра облегчают задачу передачи желаемого сообщения и совершенно необходимы для установления нужной атмосферы. Вопрос в том, как соотносятся целостное изображение и составляющие его компоненты. Для опытного дизайнера не секрет, что зависимость от правил сковывает возможности. Тем более что правила зачастую надуманны. Хороший дизайнер знает, что не существует «универсальных законов восприятия». Всегда нужно учитывать вид деятельности, социальный статус и возможный опыт человека, для которого разрабатывается продукт. Это касается и форм в том числе. Как вывод, пропорция сама по себе не может быть красивой, но она способствует достижению красоты промышленного изделия.

И тут будет ошибкой не рассказать про автомобильный дизайн как вершину промышленного дизайна. Например, «расстояние престижа»: крупное расстояние между передней осью и лобовым стеклом. Самое главное это куда попадет линия, берущая начало у стойки лобового стекла. Должна целиться в пятно контакта или хотя бы в ступицу переднего колеса.

Или более длинный, заниженный и широкий кузов всегда выглядит более престижно и мощно. Многие умельцы в гаражах занижают свои машины, растягивают машину без учета расстояния между осями, что ведет только к глупому внешнему виду. Расстояние между колесами должно быть 3,5—4,5 от собственного диаметра, что выполнимо только при крупном размере колес. Боковые окна это треть высоты кузова, если чуть сместить линию стекол вниз, то получаем ретро. Если же линию стекла поднять выше, то машина превращается в броневик. Добавить эффекта ретро можно и повыше расположив фары.

В интерьере тоже может быть много интересного: чем дальше расположена нижняя кромка лобового стекла, тем крупнее воспринимается автомобиль изнутри. Или если салон светлый, то передняя панель и козырек приборного щитка все равно лучше делать в темных тонах, иначе будут блики на лобовом стекле. Решается антибликовой пленкой на лобовом стекле и увеличением стоимости машины.

На таких проектах работает не самая маленькая команда. Если для небольших изделий достаточно дизайнера и инженера, то для авто минимально нужны: главный конструктор, ведущий инженер-конструктор, инженеры-конструкторы, и для дизайна шеф-дизайнер, ведущий дизайнер, дизайнер Color and Trim (специалист по цвету и материалу), UX-дизайнер. Помимо дизайнера всегда необходим конструктор, необходима возможность производства пластиковых и силиконовых деталей для успешного прототипирования (в идеале). Вы дали задание дизайнеру: нарисуй реализуемый проект сенсорного мольберта. Для таких заказов необходимы знания конструкции, которыми конструктор должен обладать. И дизайнер обязан разбираться и в этом вопросе, чтобы не пасть жертвой множества технических ограничений и ленивости конструктора. В идеале, один дизайнер работает с 1-2 инженерами-конструкторами (расчетчики) на постоянной основе.

Так где же почерпнуть знаний о правильных, сложных сетках, проверенных годами? Изучение классической живописи и понимание их устройства может дать современному дизайнеру ключ понимания их красоты. Кроме того, можно увидеть в окружающем мире множество закономерностей и привнести их в свои работы. Вернемся к Apple, чьи товары продаются на ура. Возьмем их излюбленную сетку, Vesica Piscis. Vesica piscis — фигура, образованная пересечением двух кругов с одинаковым радиусом, наложенных так, что окружность одного находится в центре другого. В переводе с латыни обозначает рыбий пузырь. Попросту, Vesica Pisces (это когда нужно получить корень квадратный из трёх с помощью циркуля). Дизайнеры Apple мастерски используют этот прием компоновки в обычных коммерческих вещах, что позволяет им быть на голову выше конкурентов, даже не имея технического преимуществ.


Этапы дизайн-проектирования промышленного изделия. Процесс долгий, так как нужна эволюция идеи. В этом проблема создания дизайна за одну ночь, нет развития идеи.

— Техническое задание, включает в себя информацию о конкурентах, потребителях, ситуациях использования.
— Стилевой планшет.
— Компоновочная схема.

— Эскизный поиск. Это тот же концепт-арт.
— 3D-модель, демо-подача.
— Масштабный макет. Он необходим, так как 3D модель не передаст, как работают линии, формы, масштабность.

Вся разработка идет по Stage-Gate модели. На следующий этап разработки продукта можно перейти только после того, как завершен текущий этап, эквивалент waterfall. Для перехода с этапа на этап служат чек-листы оценки качества, очень утрированный пример:

  • Является ли форма устойчивой?
  • Не слишком ли много элементов на поверхности? Не слишком ли сильно они выступают?
  • Тектонична ли форма?
  • Согласуется ли с конструктивными особенностями прибора ритмичный строй формы?
  • Информирует ли форма элементов о назначении, достаточно ли выявлены функциональные зоны?
  • Имеются ли зазоры, углубления и стыки элементов формы, где возможно скопление пыли и грязи?

Внутри каждого Gate свои шаги и внутренние правила, сотни регламентов и методичек. И всегда есть одно ответственное лицо для принятия решения о переходе с одного этапа разработки продукта на другой. Некоторые участники процесса несут уголовную ответственность за свои решения, поэтому в документах есть три подписи «выполнил», «проверил», «утвердил». Даже без уголовной ответственности, любая ошибка на чертежах, ушедшая в производство, может стоить много миллионов долларов.

16 комментариев

  1. Денис

    А как вы относитесь к промышленному дизайну в фотошопе? Это возможно?

    • your-scorpion (Author)

      Судя по вашим вопросам на почту, вы про 3D печать из фотошопа?) Можно быстро прототипировать детали объектов, совершенно верно. Это называется RP-технологии (Rapid Prototyping).

      1. Создаете шейп, повторяете галочки с картинки ниже и нажимаете Create
      3D печать из фотошопа. Качественный пример реализации чехла айфона.

       


       

      2. Проставляем для полученной 3D модели следующие настройки, выбираем единицы измерения, нажимаем Move to ground
      3D печать, арт-дирекшн

      3. Получить нужно вот такое расположение модели в пространстве:
      3D печать, подготовка модели

       


       

      4. В слоях выбираем нашу сцену, в properties вы можете выбрать материал для печати: пластик, дерево, металл, песок, сахар, или даже шоколад. Нажимаем кнопку «add 3D print setting». Настройки проставляем как на картинке, нажимаем кнопку «Start print». Не переживайте, моделька сразу не уйдет печататься на ваш офисный принтер, пугая сисадминов странными форматами файла.
      Настройки 3D печати

       


       

      Откроется новое окно, в котором будет превью 3D модели и цветовые индикаторы. Зеленый цвет показывает первоначальную сетку, синим подсвечивает утолщенные элементы модели, красным закрытые отверстия в модели. Также будет показана цена печати на Shapeways.com, возможность включить трассировку лучшей для лучшего восприятия материала, кнопки Print и Export. Экспортируете в STL файл, который надо отдавать в 3D печатную студию.

      Но вообще для промышленного дизайна используется Creo, по крайней мере в северной Европе.

  2. maxisonfirelove

    А если не из фотошопа, а более по взрослому? хочу начать печатать модели, какие ограничения в плане технологий?

    • your-scorpion (Author)

      Одна деталь = один меш. Меш должен быть замкнутый, без дырок (это также проконтролирует оператор на производстве). С топологией можно не сильно возиться, триангуляция и decimation master в помощь, количество полигонов никакой роли не играет.
      Для печати универсальным форматом считается stl. Можете скачать пару моделек отсюда и посмотреть, как сделано.

      Напишите, каким способом отливка будет делаться, от этого будут зависеть конечные требования. Например, толщина стенок иногда задается непосредственно в 3D редакторе, а иногда при печати на ПО принтера. Главное, не надо моделировать детали, которые меньше разрешения печати принтера, стереолитография самая точная.

      Для растишки надо будет все сделать так, чтобы был один меш и поверхность нигде не рвалась.
      Для фрезеровки достаточно порой все просто смерджить и уточнить координаты (3,4,5).
      Для отливки вам придется работать с форматом iges. Получают из OBJ программой Geomagic Studio.
      Стереолитография (затвердевающая смола) подразумевает экономию материала, нужно делать модель полую.
      Также будет нужна программа Magics для проверки модели на наличие ошибок перед печатью. В общем, узнайте какой будет слайсер на производстве, либо поиграйтесь сами.

      Выбор принтера: директ XY-Head Z-bed с закрытым корпусом. Двигается по XY-осям и поднимается по Z. Если стол ездит по оси Y, то для высоких деталей качество будет падать из-за трясущегося стола. Размер стола от 20см, количество экструдеров на ваше усмотрение, диаметр сопла 0,4. В комплекте обычно идут катушки, это PLA-пластик, которым вы будете печатать первые эксперименты. Материал хороший, прочный, но лучше ABS (смола, немного гибкий), PLA, PETG, SBS.

      • aero_port

        Здорово! Спасибо!
        А как все же проконтролировать модель в редакторе? Работаю в Рино.

        • your-scorpion (Author)

          Я бы рекомендовал все же использовать Materialise Magics, в котором можно проверить не только основные косяки, но и множество нюансов.
          Еще можно обратиться на сервис 3D button, там тоже встроен алгоритм проверки. Но интернет есть интернет, модельку могут и спереть..
          Если совсем не хочется выходить за рамки Rhino, то:
          1. selsrf (или selPolysrf)>mesh>delete (srf)
          2. selmesh -> unifyMeshNormals (исправляем направление нормального вектора всех треугольников)
          3. selmesh ->weld (angle 180)
          4. selmesh -> dupborder (проверяем на наличии отрытых мест)
          5. selcrv -> delete
          6. selmesh ->_FillMeshHole
          7. selmesh -> what (проверка объекта)
          8. selall->_export (export selected)

  3. tatiana

    Как работает зелень в дизайне среды города, чтобы жизнь была комфортной?

    • your-scorpion (Author)

      Нужно для начала разобраться в контексте. Зона для комфортной жизни бывает транзитная (тротуар вдоль автодороги), пешеходная (места прогулок и отдыха) и жилая (дворы). Мы, как я понимаю, говорим про жилую зону. Жилой зоне необходимы буферные зоны, они считаются всего лишь элементами благоустройства, хотя имеют и гораздо более практичное применение. Так, деревья, как и любые растения, обогащают воздух кислородом, очищают от вредных примесей и пыли, положительно влияют на температурный режим и влажность. Как пример, за 1 час в спокойном состоянии человек поглощает 19 л. O2 и выделяет 16 л. CO2, одно дерево за 24 часа вырабатывает столько O2, сколько необходимо трем людям для нормальной работы на такой же период времени. Соответственно, 1 га зеленых насаждений выделяет 2 кг O2, необходимые для работы двухсот человек в течение всего рабочего дня.

      Нужно учитывать инфраструктуру, например лавочки со спинками и подлокотниками принято располагать в парках и около подъездов, и черные лавочки без спинок и подлокотников возле проезжей части. Лавочки не должны стоять на траве, зимой в слякоть на них комфортно посидеть будет проблематично. Где есть лавочка, там должна быть и урна, большая и высокая из текстурированного металла, с отсеком под окурки. Также, пром. дизайнер обязан учитывать тип почвы, ведь для хвойных (елки, сосны) необходима рыхлая почва, с хорошим дренажем с песком, для цветочков (те же розы) нужен чернозем. И так далее, не везде можно рассадить то, что красиво отрендерил визуализатор. Или клумбы, они должны быть высокими, неяркими, и не мешать машинам и пешеходам, и засажены растениями, а не мусором. Ну и всякие мелочи, вроде: заборы это плохо, открытость и свобода передвижения важные факторы комфортного городскоого пространства, а уберечь газоты от машин можно столбиками. Заборы допустимы около садиков и детских садов, где дети могут выбросить мячик на проезжую часть и побежать за ним под колеса. Большие козырьки над светофорами, или очень яркие светодиоды вместо них, продуманные фонарные столбы, ограждения и урны.

      Да и просто, люди любят деревья, это помогает отвлечься от серой урбанистической жизни менеджера по продажам в средненьком банке.

  4. Dima Leon4ik

    Здравствуйте. Спасибо за статью!
    Я много раз слышал про то, что те радиусы скругления форм, используемые в программах для дизайна, некорректны. Это верно?

    • your-scorpion (Author)

      Да, верно. Нагляднее всего этот нюанс можно увидеть в продукции Apple. Они использует форму под названием squircle, причем и для UI дизайна и для физических девайсов. Суть таких скруглений в непрерывной кривизне формы. Внешне такую форму просто отличить, любой 3D моделлер или промышленный дизайнер знают как избежать резкого перехода формы из прямой линии в округлую. Благодаря этому свет падает на поверхность мягко, не оставляя жесткой границы.

      Это была теория, на практике вы можете скруглить углы кнопок лучше, чем это делает софт. Софт оставляет изломы на границе прямой линии и начала сгиба. Чтобы этого избежать, достаточно вытаскивать «усы» Безье несколько дальше, чем это сделала бы машина.

      Вся эта система давно документирована и структурирована. Вы можете использовать как референс оригинальные шаблоны иконок Apple.

  5. Эдуард Корольский

    Здравствуйте. Подскажите, в каком направлении копать для патентования элементов интерфейса в РФ?

    • Цветков Максим (Author)

      Пользовательские интерфейсы для компьютеров и отдельные элементы пользовательского интерфейса могут быть запатентованы в форме промышленных образцов. Важными свойствами охраноспособного объекта, заявляемого в качестве промобразца, являются новизна и оригинальность. Если элемент интерфейса распространен, наиболее вероятно, что он уже запатентован как самостоятельный объект или как элемент в составе более сложного объекта. Для получения точных сведений, в общем случае, необходимо провести поиск в БД патентов ФИПС, с учетом действующей классификации для промобразцов.

      Начать изучение вопроса нужно с ГК РФ (см., по меньшей мере, главы 69 и 72) и Правила для промобразцов.

      По моему опыту, все не так уж и сложно с пром-образцами, можно патентовать внешний вид интерфейса. Можно разделить это на две категории, чисто красивые картинки как макеты и образцы интерфейса-верстки. Для верстки нужно будет описать особенности, состояния полей, контролы и т.п.

  6. Igor Vedeneev

    Подскажите про то, почему серверное оборудование обычно такое стремное, как его принято улучшать и по каким критериям?

    • Цветков Максим (Author)

      Промышленный дизайн относится не только к внешнему виду прибора, но и к удобству разбора плат. Красота нужна и для закрытого в шкафах оборудования. Не должно быть перекосов, щелей, должен быть идеальным сварной шов и достаточное кол-во точек пайки (обычно указано в конструкторской документации), все должно легко закручиваться/откручиваться, держатель батареи должен быть удобным. При этом разъемы должны быть зафиксированы, разъем не должен вдавливаться внутрь корпуса, для этого используются скобы, приваренные к корпусу или закрепленные с помощью заклепок.

      Очевидно, что всегда нужно уменьшать зазоры вырезов настолько, насколько это возможно. Если это не будет мешать нажатию отверткой на кнопки клеммной колодки, конечно. Работать с допусками на гибах основания. Любимый косяк производителей это поменять внутренние радиусы гиба. Также распространен кейс, когда неудобно держать гайку и при этом закручивать винт или стойку. Это решается добавлением на платы запрессовочных гаек, втулок. Либо рассмотреть вариант сквозных креплений плат «стойка в стойку» (крепежные отверстия на одной оси). Если модули «защелкиваются» с усилием в оптическом разъеме, то это тоже не ок. И докидывание пластиковых зажимов или добавление вырезов для фиксации проводов. Вот чем занимается промышленный дизайнер при работе с сетевым оборудованием.

      Но даже в такой сфере работ есть место эстетике. Наненесение меток на корпус тоже имеет свои ограничения, цвет лазерной маркировки обычно существенно отличается от цвета, который дает шелкография. И не в лучшую сторону. С шелкографией тоже легко накосячить, я ориентируюсь на толшину 0,30-0,40 мм для букв, и требую однородность толшины линий. Наклейками такое не решить, т.к. будет выглядеть дешево. Смещение надписей относительно вырезов на корпусе также сильно портит впечатление от продукта.

      Линзы светодиодов часто смещаются относительно центра отверстий, а разная высота выхода светодиодов тоже портит вид изделия. Если в первом случае поможет уменьшение отверстий для светодиодов, то для решения проблемы в целом нужно добавлять держатели светодиодов, а лучше SMD-светодиоды и световоды. При этом будет ограничение, что необходимо использовать светодиод с минимально возможным обратным током, обеспечивающим требуемый ресурс батарейки. Да и габаритные размеры альтернативных светодиодов часто приводят к изменению размеров корпуса и внешнего вида изделия, что не всегда по ТЗ. Не говоря уже о трудозатратах на разработку драйвера управления светодиодами.

      При этом инженеры будут прибегать и рассказывать про вибростойкость, теплопроводность корпуса, КПД платы питания, работу оборудования в экстремально низкие температуры (-40…-60°C), срок службы конденсаторов, их стоимость и доступность, и прочие ограничения.

  7. Max Polonski

    Здравствуйте! когда захожу в метро, или в старый дом, чувствую запахи, знакомые мне с детства. Навивают ностальгию и воспоминания, но допустим салон нового автомобиля или свежая квартира пахнут совсем по другому. Существуют ли подходы добавления запаха определенным вещам для увеличения стоимости товара?

    • Цветков Максим (Author)

      Особый запах метро это, скорее всего, креозот). Им пропитывали шпалы, он также защищает дерево от гниения.

«Взаимодействуя с данным сайтом, вы, как пользователь, автоматически даете согласие согласие на обработку персональных данных» Согласие

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.