Конструкция промышленных материалов

Чем занимается промышленный дизайнер? Помогает клиенту победить соперника на рынке за счет внешней и функциональной уникальности разрабатываемого продукта. Но многие отечественные компании делают дизайн не хуже чем у конкурентов, и на этом успокаиваются. А ведь значительная часть уникальности товара это дизайн. Посмотрите на Apple, Blizzard, они тратят уйму денег на дизайн и арт, получая взамен от благодарной публики колоссальную прибыль. Они делают конфетку, харизматичную, красивую и безукоризненную, которую хочется взять в руки. Эти компании знают: качественное визуальное представление является обязательной частью успешного продукта, а отличные товары приводят к увеличению прибыли. Но дизайн это не цвет, сеточка и паттерн на коробке. Все эти шрифтовые и концептуальные украшательства правильнее назвать оформлением. Так что же такое настоящий, дорогой дизайн? Чем он отличается, каковы его признаки?

Дизайн это грамотная эргономика продуктов и услуг. Посмотрите на Apple. Когда на рынке появился iPhone, рынок изменился. А все потому, что сначала был разработан отличный дизайн. Ничего революционного Apple не дали рынку, они просто выйграли войну на рынке дизайна, а не технологическую битву. Дизайнеры Apple прекрасно знают, как вызвать нужную эмоциональную реакцию, это и есть ключевое понятие дизайна. Эмоции, впечатления, это то, за что люди ценят других людей, места и ежегодные события. Дать человеку нужные эмоции, а не нарисовать паттерн, добавить ambient подсветку или добиться pixel-perfect, вот что такое дизайн. Люди любят выбирать классные на вид и ощупь вещи, которые можно взять руку и сказать: ВЕЩЬ! И такого эмоционального отклика может добиться только дизайнер, который учитывает и тактильные ощущения, вес, звуки, маскировку технических неточностей, ровность, аккуратность всех мелочей, всего того, что делает продукт дорогим. Дело не в тоннах креатива и новых идеях, не в чистом и аккуратном следовании гайдлайнам, а в умелой сборке уже существующих эмоций и ассоциаций в ваш продукт.

На рисунке выше вы видите две ручки, первая стоит 80 ₽, вторая 800 000 ₽. Вторая ручка пишет лучше первой в 10 000 раз? Сомневаюсь. Но тем не менее для премиальных ручек есть рынок, так как есть спрос. Продукт имеет стоимость — затраты на его производство и маркетинг. У него есть цена — сумма, по которой он предлагается потребителю. И у него есть ценность — мера того, что потребитель думает, что оно стоит. Это как раз про эмоции, про то, что эта ручка расскажет окружающим о её владельце. Функциональная составляющая продукта идентична, но дизайнер поигрался с материалами: дешевая ручка сделана из акрила, дорогая из золота и эмали и не будет выброшена после того, как перестанет писать. Можно поиграться и в обратную сторону: бокалы для вина из полистирола совсем по другому чувствуются и звучат, нежели бокалы из настоящего стекла. Стекло может быть для объектива фотокамеры, и для пивной бутылки, характер материалу придает дизайнер. Даже золото, которое у всех ассоциируется с богатством, может использоваться в микросхемах и тогда это уже инженерное практическое применение материала. Керамика использовалась еще в Древней Греции, но сейчас она ассоциируется с кухонными плитами, клапанами высокого давления, материалами для экстремальных условий.

На восприятие влияет даже частота звука, издаваемого при ударе по предмету. Акустические характеристики придают шарм, по аналогии с запахом на новых вещах. Можно звуки и вибирацию глушить, это демпфирование. Бронза и стекло при ударе издают достаточно высокий звук, поэтому их можно использовать для создания колоколов. Резина и полимеры звучат тускло и вибрируют на низких частотах, поэтому их используют для гашения шума. Свинец, не смотря на то, что это металл, тоже позволяет гасить звук и иногда используется в облицовке зданий для шумоподавления.

Начнем с биологических конструкций, а именно с изобретений природы. Первые живые организмы были очень мягкими, т.к. твердые материалы более хрупкие и не приспособлены к нуждам роста и адаптации, природа почти не использует твердых материалов, разве что у крупных особей есть скелеты и панцири. Но даже в этом случае природа защищает скелет массой мягких тканей.

У природы опыт в создании конструкций почти 4,5 миллиарда лет, человек же по своему небольшому разумению старается делать все твердыми материалами. Не удивительно, линза должна быть точно зафиксирована в микроскопе, тормозные колодки должны быть вставлены симметрично, из камня просто сделать оружие для убийства живности и т.д. Задача дизайнера – преодолеть всю эту громоздкость, где это возможно. В статье я рассмотрю множество примеров, как разными материалами можно добиться легкости и комфорта.

Когда материал или конструкция оказывают сопротивление действию нагрузки, это возможно только за счет их ответного действия с равной по величине и противоположной по направлению силе. То есть, если пятиэтажный домик давит на свое основание, то и основание аналогично давит на пятиэтажку. Сила должна быть уравновешена, все должно быть уравновешенно. Это очень важное правило, актуальное для любой конструкции.

Если привязать веревку к камню и тянуть за веревку, то камень будет создавать сопротивление. Но как неживой объект может сопротивляться? Под любым воздействием объект растягивается или сжимается, это вы знаете из любого курса по анимации, и твердые объекты, вроде камня, тоже деформируются. Глаз этого не видит, но это происходит на молекулярном уровне, на котором прочные связи между атомами сжимаются и растягиваются, что и создает необходимое сопротивление. Эти связи восстанавливают свою форму после окончания воздействия. Смещение всегда пропорционально нагрузке. Конечно, резина, ластик, ткань не восстанавливаются полностью, т.к. пластичны. Величина смещения зависит от размера, формы конструкции и материала. 

Если капля воды свисает с объекта, то вес воды в капле уравновешивается с силами поверхностного натяжения. Натяжение от поверхности жидкости столь же реально, как натяжение в струне, но оно отличается по следующему алгоритму: 1. Сила поверхностного натяжения не зависит от величины деформации, а является постоянной, как бы сильно не увеличивалась площадь поверхности. 2.поверхность жидкости можно увеличивать до бесконечности, создавая сколько угодно большие деформации без разрушения. 3.сила поверхностного напряжения в поперечном сечении жидкости зависит от длины контура в этом сечении.

24

Здания разрушаются в основном от растягивания, сжатие не так сильно влияет. Но часть конструкции может выскользнуть в бок из-за нагрузки. Разрушение хрупких материалов происходит путем сдвига под углом примерно 45 градусов, в бетоне это происходит в момент, когда касательное напряжение достигает критического значения. Поэтому всякие стекла, бетон, разбиваются молотком, они не умеют сопротивляться нагрузке. Если стекло сжимать, то мала вероятность повреждения. Если его растягивать, то шанс повреждения велик.

Но существует закаленное стекло, и армированное. Армированное стекло не разобьется на мелкие осколки, так как внутри проволока. У закаленного стекла другой характер разрушения, чем у обычного. Оно либо полностью выдерживает удар, либо разрушается на множество безопасных кусочков. 

У стекла есть ГОСТ на прочность:

• ударостойкое стекло класса защиты А1, А2 и A3;
• ударостойкое и безопасное стекло для строительства (СМ1, СМ2, СМ3, СТ1, СТ2, СТ3). Это стекла-двери, в которые человек может случайно врезаться. 
• стекло, устойчивое к пробиванию или прорубанию с классами защиты Б1, Б2, Б3;
• пулестойкое стекло под классами защиты 1, 2, 2а, 3, 4, 5, 5а, 6, 6а, обычно это многослойные закаленные стекла;
• взрывобезопасное стекло J1 — J7 и G1 — G7;
• пожаростойкое стекло очень разных видов;
• и фасадное морозостойкое стекло, у которого отсутствуют изменения видимости при температуре до -40°С.

В современном мире появилось дешевое и практичное Флоат-стекло, которое весьма не плохо по характеристикам и демократично по цене.

Дерево разрушается иначе: все волокна сжимаются под углом в 90 градусов. Сжатие материала работает плохо, как не трудно догадаться. А теперь природная мудрость: в дереве обычно внешние слои растянуты, а внутренние сжаты. Тем самым удваивается сопротивление ствола на изгиб. Все трещины и складки начинаются в месте максимального напряжения у отверстий и дефективных включений, гвозди и шурупы не сильно ослабляю древесину, если плотно в ней сидят. Из этих простых, но очень распространенных материалов можно создавать потрясающие интерьеры и предметы в скандинавском стиле, допустим, Apple в оформлении своих точек продаж использует только стекло, дерево и нержавеющую сталь.

У дерева есть важный параметр — влагопроводность. Во время прогрева древесины влага распределяется неравномерно внутри материала. Влага испаряется с верхних слоев материала, но остается внутри. Влага всегда двигается по градиенту температуры в сторону наиболее низкой. Повышая температуру древесины, мы увеличиваем влагопроводность.

Энергия. Науке известно много типов энергии: потенциальная, тепловая, химическая, электрическая и т.п. Любое действие это превращение одного вида энергии в другой. Соответственно, нельзя получить что либо из ничего. Энергия не может быть уничтожена, поэтому кол-во энергии всегда остаётся одинаковым.

Как думаете, что будет с луком, если из него выстрелить без стрелы, куда уйдёт энергия? Правильно, на создание трещин в луке. Соответственно, проектируя что либо, надо думать о местах, в которых упругая энергия может перейти в кинетическую. Хрупкие материалы (камень, кирпич, стекло) не стоит использовать там, где они подвергаются растяжению, ведь для их разрушения нужно совсем немного энергии. Поэтому энергия, требуемая для разрушения сварочного железа или мягкой стали, может быть в миллион раз больше энергии, требуемой для разрушения в таком же поперечном сечении стекла или керамики, хотя величины статической прочности на разрыв этих материалов не сильно различаются.

Растяжение это когда тянут, сжатие это когда сдавливают, а сдвиг это взаимное проскальзывание. Все твердые тела при напряжении сдвига реагируют также, как при растяжении. Соответственно, всякие биологические ткани, резина могут испытывать гораздо более упругие и обратимые деформации сдвига, нежели металл, бетон, и кость. Для жидкости деформация сдвига не ограничена и необратима. Как это применимо на практике? Допустим, хотим коробочку, сделанную из решеточки. Наиболее оптимально будет расположить под углом 45 градусов к оси балки, иначе не будет достаточно сдвиговой жесткости.

Удачным будет пример из строительства арочных мостов: две параллельные арки из стали позволяют разместить дорогу на любом уровне между арками. Такая возможность появляется благодаря тому, что всю нагрузку берут на себя сжатые арки.

afafaf

По работе время от времени сталкиваюсь с красивыми интерьерами и зданиями, которые могут существовать только на картинке. 3Dmax + V-Ray это хорошо, а если ещё и Mental Ray, то уже почти божественно. Но как всегда, люди с образованием, полученным дома или на курсах, всегда забывают самое главное: проект должен быть реализуем. Разберем несколько недочётов, с которыми я столкнулся за последние два месяца:

Принципы

Точка росы — температура, при которой в/на предметах появляется роса (образуется при температуре 6-8 градусов Цельсия). Если точка росы образовывается внутри стены, то долговечность материала снижается. Для предотвращения данной ситуации нужно делать или пароизоляцию (делая поток паров через стену нулевым) или делать утеплитель по стене. Главное, чтобы точка росы была за пределами несущей конструкции. Принцип такой: во время отопительного периода часть парообразной влаги покидает помещение через стены, но на своём пути по стене она неизбежно попадает под уличный, холодный воздух, и остаётся в форме жидкости (конденсируется), а образовавшаяся вода уже непосредственно влияет на теплофизику стены. Соответственно, летом теплосберегающие свойства стены восстанавливаются, зимой пропадают, и так круглый год. Рассмотрим решение: если в доме температура + 24, а снаружи -30 (цифры условны), то примерно в середине стены температура составит шесть градусов, и будет граница точки росы, и если внешний утеплитель не паропрозрачный, то роса накопится на границе утеплителя и стены, и … будут неприятные последствия. НО! При более толстом слое паропрозрачного материала точка росы переместится в утеплитель, стенка останется тёплой и сухой. Profit. Это я к тому, что не надо облицовывать в дизайне интерьеров внутренние стенки паропрозрачыми материалами, но вообще можно делать просто стенки потолше и попросту не утеплять : ).

Теплоизоляция: если брать быстрый бюджетный вариант, то утеплять лучше снаружи (чтобы точки росы не перемещались по дому), если утеплить хочется изнутри, то лучше брать плиты и стены из ГКЛВ. И запенивать все щели и углы, а также утеплять в первую очередь пол и потолок. Тепло теряется из дома по следующим путям: через ограждающие конструкции (стены и перекрытия), через окна, и с вентилируемым воздухом, поэтому на данные моменты следует обращать особое внимание. Да и вообще, отопление — это то, над чем многие современные дизайнеры интерьеров не задумываются, а потом жильцам приходится решать эту проблему за счёт дополнительных денежных затрат, а строителям изобретать всякие извращённые конструкции-пироги. Хотя бы важно запомнить, что нагрев помещения происходит за счёт тёплого воздуха, и теплообмен возникает из-за конвекции, проводимости, излучения и диффузии водяных паров.

Цельнолитые железобетонные конструкции обычно складываются в следующий бутерброд: железобетонная стена, теплоизоляция, и финишный защитно-декоративный наружный слой (кирпич, плитка).

Материалы для теплоизоляции: минеральная вата, пенопласт для нежилых строений, базальтовая вата, пеноплэкс.

Пароизоляция: это на самом деле обычный полиэтилен + антигрибковая обработка. Между стеной и утеплителем пароизоляцию сувать не нужно, ну и пароизоляция должна быть полностью замкнута. Есть типы пароизоляции, которые воздухонепроницаемы, но пропускают водяной пар, так что это не полноценная гидроизоляция (!). Пароизоляция делается с зазором минимум в 3 см между гипсокартоном и пароизоляцией, вплотную к утеплителю.

Кондиционеры: дешевле чем тепловой насос и работы по устройству внешнего контура ,меньше земляных работ, проще ремонтировать, т.к. находится снаружи, а не под землёй, Без промерзания почвы с «лунными ландшафтами». Меньше «технических жидкостей» (типа антифриза, рассола), Практически все модели — заводского изготовления. Есть зависимость от «заборного» воздуха, но в принципе это только после -15. Да и потребление энергии не очень высокое, 3-4кВт (зимой). Но эффект постоянного ветерка и не совсем хорошего воздуха могут свести плюсы на нет.

Окна: если дизайнер интерьера положил текстуру рваного камня на стену, то при дальнейшем проектировании использовать лучше только небольшие окна, в кирпичных домах тоже стоит ограничиться не самыми колоссальными размерами окон, но это решается исходя из конкретной ситуации. В деревянных зданиях и современных стальных каркасах оконный проём размещают между стойками/колоннами. Высота подоконников принимается в зависимости от назначения помещения: так, если за окном красивая долина, то можно разместить на 50 см от пола, при обычном пейзаже подоконник «переезжает» на высоту 75 см, в рабочем помещении от 1 м, на кухне берём расстояние в 125 см, в гардеробах и подобных помещениях — в человеческий рост (1,5-1,75). И да, нормальная высота этажа 3, 84 метра для зданий типа школьных (при проектировании таких учреждений, всегда держите в уме вентилирование, т.к. когда люди находятся в закрытом помещении, потребляют кислород, и выделяют углекислый газ. А недостаток кислорода и ведет к головным болям, провоцированию болезней, уменьшению работоспособности, рвотным позывам, и т.п. Всегда думайте о том, как из помещения будет удаляться углекислый газ, пар и влага, и как будет обеспечен поток воздуха в посещение. И окна играют здесь далеко не последнюю роль).
Важно понимать, что такое оконный профиль. Это нужный набор ПВХ-профилей для создания окон, дверей и прочих прозрачных элементов. Толщина бывает 70, 82, 90 и 104 мм, камер бывает от двух до великого множества, контуров уплотнения 1-3. В отличие от стеклопакетов, оконные профили не запотевают (есть исключения), для борьбы с этим нужно снизить влажность воздуха в доме, или повысить температуру самого стеклопакета. Для Москвы используется 3-4 камеры толщиной 70 mm.

Подоконник может быть из любых материалов. Так как на подоконнике обычно стоят цветы, а значит влага, поэтому самый популярный материал для подоконника это белый пластик. Можно использовать массив из лакированного дерева, натуральный камень (только не мрамор, можно гранит), бетон, плитку, металл. 

И… развею миф: при заказе пластикового окна вы платите за квадратный метр. Пластиковые окна также вполне удовлетворят потребностям большинства людей: тепло, не шумит. Для производителей окон ПВХ стандартных не бывает, расчёт ведется по м2.

Деревянные окна: про минусы деревянных окон всё предельно понятно: дорогие, гниют, «дышат» (то не закроешь, то щели появляются, зимой сжимается и летом раздувается), нужно красить. Но резюмируя, можно сказать, что деревянные окна хорошо себя показывают по нормам вентиляции, кондиционирования и отопления при использовании стеклопакетов. Деревянные окна дают гораздо больше возможностей поиграться с конструкцией окон, чем ПВХ.

Дерево, как живой материал интерьера, обладает хорошими акустическими свойствами благодаря своей структуре. Хорошо поглощает звук. Материал приятный на ощупь и с низкой теплопроводностью. Основной минус это анизотропность строения, т.е. волокна определяют плотность материала. Дерево любят насекомые, грибки, гниение. И дерево хорошо горит. Но почти все недостатки компенсируются пропитками.

Пол — ламинат, по опыту, не самый хороший материал. Дешевая полимерная имитация. Хоть дешевле и прочнее той же паркетной доски. В свои проекты я добавляю только промышленный ламинат. Если есть желание использовать тёплые полы, то лучше брать за материал покрытия керамическую плитку или настоящий камень, т.к. теплопроводимость повыше. Ламинат тоже не плохо дружит с теплыми полами (класса 34, например), но боится резкого перепада температур. А вот для открытых веранд подойдет лиственница, это дёшево. Я всегда советую заказчикам изначально вариант: тёплый пол + керамогранит. Хорошим материалом считаются плитка, наливной полиуретановый пол, можно линолеум.

Паркетная доска — очень плохо. Невозможно циклевать, легко портится, лучше уж взять инженерную доску. Инженерная доска это оптимальный пол для квартиры. Толстый слой дерева, дорогой, клеится на наливной пол.

Например, красный грес. Керамогранит на основе красной глины. неглазурованная плитка. Либо грес «порчелланато», на основе белой глины. Им можно не только украсить пол, но и фасады. Керамогранит по факту самый популярный материал. Прессование + обжиг при 1 200 °C дают результат близкий к граниту. Может очень качественно симулировать камень, дерево, металл и многое другое, размеры до 4м с толщиной 4мм. Себе я ставим Archskin, клиентам FMG, LaFabbrica. По подготовке поверхности для керамогранита: стяжка или фанера. Понадобится затирка (лучше эпоксидная), плиточный клей.  Сам керамогранит трудно резать и укладывать, мастера его не любят.

Линолеум может быть натуральным и ПВХ. Натуральный по производителям это Forbo, Tarkett, Armstrong. ПВХ линолеум мы все знаем по типовым квартирам. Плохо переносит морозы, прямые солнечные лучи, пахнет. ПВХ это слишком бюджетный вариант, не рекомендую его никому. 

Хорошая альтернатива кварц-винил. Не горит, не впитывает влагу, не проводит электричество. Очень практичный и хороший материал для публичных помещений. Единственный минус — имитация натуральных материалов уступает керамограниту. Очень. Бюджетный по прежнему Tarkett, для клиентов — Vinilam. 

Еще одна альтернатива линолеуму — мармолеум. Годится для игровых помещений и детских комнат. Натуральный, легко укладывается, однотонный. Либо ковролин, быстро изнашивается и легко меняется.

Глиняные материалы (керамика) хорошо выдерживают высокие температуры. Красный кирпич это глина. К плюсам можно отнести прочность, экологичность, любые варианты дизайна, устойчивость к влаге, но материал холодный. Итальянцы обожают керамику, но мы выделим 5 базовых видов керамической плитки:

  1. Матовая. Самая прочная, шероховая, так как не обарабатывается после печи.
  2. Полированная. Блестит, красивая, яркая, но хрупкая.
  3. Лаппатированная. Среднее состояния между двумя верхними вариантами.
  4. Сатинированная. Мягкий блеск за счет минеральных солей. 
  5. Структурированная. Имитация дерева, бетона и прочие результаты прессования. В основном применяется на керамограните. 
Пример лаппатированной плитки

Керамическую плитку можно рекомендовать клиентам в теплых странах даже для пола. Для кухонь, прихожих, ванн и туалетов — практически всем клиентам + теплый пол.

Материалы

Материалами можно играться. Гончары используют глину и глазурь, плотники обрабатывают древесину, стекольщики создают красивые предметы, используя уникальные качества материалов. С другой стороны, есть полимеры, которые закрывают собой огромный спрос на дешевые и практичные материалы, и имитируют практически любую поверхность. 

Полимеры не идеальны, хоть и хороши. Могут быть прозрачны, в целом надежны. Но высокая горючесть, стареют с потерей свойств (но не разлагается), в целом токсичны при высоких температурах. И имитация других материалов не так хороша, как следовало бы. Пример: ламинат. Это не дерево, а полимер. Легко установить по принципу конструктора без влажных работ, дешевый, высокая гидрофобность (пролили воду — вздуется). Бюджетный сегмент Tarkett, средний Quick Step, премиум Kronotex. 

Декоративные пленки это тоже полимеры. Делаются из поливинилхлорида (ПВХ), полиэстера и полипропилена, очень бюджетный вариант. Очень. Облицовочные пленки, которыми обклеена мебель, наносятся только на производствене самой бюджетной мебели и выглядят более менее хорошо. Вы можете выбрать такую пленку самостоятельно и попросить нанести ее на мебель, которую заказываете клиенту. ДСП мебель + облицовочная пленка = хороший вариант. 

Материалы можно разделить на твердые и мягкие. Твердые матриалы хорошо отполированы, устойчивы к износу и долговечны. Сталь это твердый материал, стекло тоже, алмаз еще твёрже. Твердые материалы легко не поцарапать, но ими можно царапать другие предметы. В противоположность им существуют мягкие материалы, например эластомеры, полимерные пенопласты. Важность правильного подбора материалов характеризуется не только внешними и такстильными качествами, но и довольно прикладными: чугунные радиаторы снижают «обмен шумом» между квартирами. А малообслуживаемые конструкции типа мостов на Дальнем Востоке потребуют сталь с высокой коррозионной стойкостью, типа 14ХГНДЦ.

Арболит — крупнопористый материал, не очень теплосопротивляемый (40 см — 1,82 м°C/Вт), учитывая, что тепло дорогое и становится всё дороже, на этот параметр имеет обратить внимание. Арболит «холодный» на ощупь, быстро отводит тепло от пальца. Это связано не только с теплопроводностью технических свойств, но и с удельной теплопроводностью, которая также зависит от свойств материала. В остальном материал достаточно хороший, к примеру, в меру прочные дома с толщиной стен 30-40 см вполне могут быть сделаны арболита. Но для энергоэффективного дома с теплопотерями на уровне хотя бы 20 Вт/м2°C то это уже кирпич/бетон + утепление утеплителем ЭППС + ещё чего нить тёпленького. Хотя, вопрос спорный. Альтернативы есть, например дюрисол, и бризолит. И самое важное, как вывод из начала данной заметки: если строить дом из арболита, то очень хорошо бы всё отштукатурить, чтобы все щели пропали, это улучшит теплоизоляцию.

Теплоизоляция это отдельная сложная тема. Кирпич сам по себе не очень хорош для борьбы с теплопотерями. Бетонная панель с утеплителем в этом плане — лучше, как и керамзитобетонные блоки.

Бетон — бетонная текстура стала модной. В основном, для монолитных бесшовных полов. Бетон холодный, но прочный. Работает только с примесью цветовых пигментов и с покрытием. И нет ничего дешевле, бетонный наливной пол в самом дешевом исполнении дешевле, чем ПВХ линолеум. Производитель — Knauf, но можно найти дешевле с аналогичным качеством. Существует сверх-прочная версия бетона — LiTraCon — дорогая и прочная. 

Пол и спинка из бетона.

Большинсто промышленных зданий делаются из железобетона. Либо собирают из железобетонных блоков, либо формируют здание из монолитного железобетона с помощью опалубки. Обычно опалубка не одноразовая, при строительстве Останскинской телебашни опалубку поднимали уровень за уровнем вверх.

ПВХ панели — я их упоминаю только чтобы сказать: хватит их использовать. Пустотелый материал с напечатанной текстурой, не боится воды, и хорошо подходит для дачи. С точки зрения дизайна выглядит ужасно, видны зазоры на местах стыков. Для бытовки — сгодится. 

Гипсокартон — им хорошо выравнивать кривые стены… и всё, но для дизайнеров интерьера это не очень актуальное знание (та же штукатурка кривость стен в 2-3 см вполне себе может компенсировать, т.к. изначальный слой штукатурки 2 см и выходит). Людям попросту не очень нравится, когда стенка состоит из картона. Если строители очень настаивают на гипсокартоне — повод задуматься об их квалификации. Хотя делать выравнивание потолка гипсокартоном иногда допустимо.

Штукатурка — на мой взгляд, лучше гипсокартона, да и выходит куда дешевле. Она, конечно, должна сохнуть, но ведь недельку подождать при экономии денег – не проблема. Штукатурка это не только материал для выравнивания, но и декоративный. Я не фанат минеральных вяжущих штукатурок, они после лет 15-20 требуют замены. Но еще хуже штукатурка на основе Акрила. А вот силиконовые весьма хороши, не смотря на цену.

Покрытие «Линкруст» — когда вы устанете подбирать бесконечные обои, имеет смысл обратить внимание на такое покрытие стен. Рельефный узор глубокого тиснения, на плотной бумажной основе + освещение = любовь заказчика. Не дешевое удовольствие, ограниченный выбор дизайна (викторианский стиль).

Резина — материал очень эластичный, упругий и прочный. Используют для разнообразных целей, вроде электроизоляции, и в промышленном производстве (например, гидроизаляционные оболочки). Делается материал из каучук, получаемый из млечного сока кучуконосных растений. Также делают из гуттаперча. В 21-ом веке используется в основном синтетический Каучук. Существует также жидкая резина, безвредный и трудно воспламеняющийся материал. Более того, резина красится и имеет интересные расцветки изначально. Главное вазилином не мазать, он портит резину.

Природный камень —  мы много говорили про симуляцию камня, а что, если взять натуральный природный камень? Для облицовки вполне ок, очень хорошо продается в бизнес-сегменте, где достаточно денег на найм квалифицированных мастеров. Долговечный, экологичный, тяжелый, уникальный по текстуре, можно отреставрировать. Материал холодный, может ломаться, слабая звукоизоляция. Гранит, кварцит, базальт обладают высокой кислотостойкостью.  Оникс с подсветкой для ресепшена — самое оно. Но оникс не износостойкий, в отличии от гранита и сланца. Размеры слэба — отдельная боль при планировании доставки материала.

Облицовка экстерьера натуральным камнем на Expo 2020 Dubai

Как один из самых популярных примеров природного камня: мрамор — материал любит много пространства и много свободного места. Впитывает всё, что разольёте, если сразу не отмыть, часто вместо мрамора используют литокерамику (3 мм мрамора и внутри керамика). Мрамор это материал для памятников. Многие станции Московского Метро отделаны мрамором сорта «коелга» и серо-голубоватым мрамором «уфалей». А для пола — гранитные плиты.

Кварцит схож с мрамором по характеристикам, обладает текстурой мрамора, но дороже.  Низкая кислотостойкость, аналогично известняку и травертину. Именно поэтому городские пространства облицовывают гранитом, а не мрамором. При попытке оттереть матное слово с гранита кислотой мрамор испортится, а гранит — нет. 

Гранит — бОльшая часть метро сделана из гранита (мелкозернистая текстура), потому что износостойкость отличная

И полезные ссылки: калькуляторы для строителей http://vladirom.narod.ru/stoves/index.html и Климатология

Огромное количество проблем возникает у молодых специалистов из за слишком сильной надежды на авторский надзор. А ведь достаточно просто спросить у человека, что такое building information modeling. Если он ответит что нибудь вроде: «на основе хорошей большой модели здания делаются развертки, чертежи, фасады», то скорее всего человек разбирается в профессии. Экспликации полов, семейства окон и дверей, аксонометрические схемы, паспорт отделки, прочая рабочая документация тоже должны быть для человека не пустым звуком.

Учитывая все вышеперечисленное, помним, что форма товара должна быть обусловлена функциями предмета, т.к. в большинстве случаев дизайн канонизирован и возник в ходе исторического развития предмета. Зачастую дизайн модифицируется, но не существенно, стул должен остаться стулом. Если он общественный, то основа почти всегда металлическая.

Много поговорили про симуляцию и использования металлов. Поговорим про сам металл. Металлы могут быть черные и цветные. Черные металлы это чугун и сталь, т.к. сплавы на основе углерода и железа. Цветные это медь, бронза, золото, латунь и т.п. Цветные металлы обычно дороже стали и чугуна, но имеют хорошую тепло- и электропроводность, и интересные эстетические свойства. 

Облицовка интерьера металлом в публичных пространствах

Алюминий. Очень популярный металл для декоративных предметов, не боится коррозии, используется практически везде. Это легкий материал по весу, пригоден для фасадов домов и реечных потолков. В чистом виде материал весьма хрупкий, для домов используются сплавы, такие как Авиаль, Дюральмин. Для покраски используется либо напыление, либо анодирование. Применяется даже в космосе.

Любая железная мебель (сейфы, верстаки, стеллажи, инструментальные шкафы, общебольничные койки, почтовые ящики, уличные урны) редко требуют сильного украшения. Обычные порошковые покрытия по стали синим (RAL 5005), светло-серым (RAL 7035), серым (RAL 7046), темно-серый (RAL 7021), белым (RAL 9016/9010) вполне покрывают базовые задачи. Для более творческих задач поможет сайт ralcolorchart. Либо оцинкованная сталь сама по себе, без покрытия. Чуть более продвинутый уровень: оттенок зеленого/синего с эффектом молотковой эмали. Сейфы могут покрасоваться внешним цветом №11-А, эмалью, структурированным графиктом, а медицинские шкафы обязаны быть гигиенически безопасными, с коррозийно-устойчивым порошковым покрытием. 

Бронза делается из меди и олова. Не ржавеет, устойчив к любым воздействиям. Используется в машиностроении. Кубок третьего места на любом соревновании сделан из бронзы. 

Латунь — сплав меди и цинка. Не особо боится коррозии, популярен в сантехнической арматуре и фурнитуре. Светильники, смесители, инженерное оборудование, поручки, накладки. Похож на золото, но дешевле. 

Инвар — сплав никеля и железа, обладает низким коэффициентом температурного расширения. Поэтому его часто используют для космоса. Поспорить с ним может только Сталь 20. В классическом виде Инвар может деформироваться, поэтому пригоден только для малогабаритных плоских деталей.

Функциональность

Торговля предшествует производству, и производству проще сделать нечто знакомое. Кружка круглая не только потому, что это удобно, её также проще сделать круглой на гончарном станке или через мастер-форму, а нагревание и размягчение преформы ПЭТ-бутылок в любом случае будет диктовать условия для дизайна формы. Будет уместно упомянуть очень популяризированный flat-дизайн, который не просто очередная тенденция, а нечто близкое к финальной стадии аутентичности дизайна, отказ от всего лишнего. Аналогично, можно использовать тепло из дата-центров для обогрева домов, или холодный воздух из окружающей среды для охлаждения дата-центров. Будут нюансы с влажностью воздуха по сезонам (решается фильтрами) и так далее, но на концептуальном уровне это работает именно так.

Например, дизайнер интерьеров должен понимать, какие трубы для каких случаев используются, принципиальные схемы разводки. Промышленный дизайнер должен это понимать для проектирования правильных сантехнических приборов. Обе роли должны знать принципиальные схемы разводки, особенно когда речь о канализации. Все то, что от стояка идет в квартиру — это наша ответственность как дизайнеров, где мы можем задать некую эстетику. Остальное — собственность ресурсников, домоуправляющей компании. Как и запорная арматура, и трубы до водомеров. А наша роль — предусмотреть и спроектировать ревизионные люки, ведь нужен доступ к счетчикам.

Водопроводная система это ключевая система жизнеобеспечения, без правильного проектирования и корректного монтажа он не будет работать. Вот критерии на которые надо обратить внимание:

  • соблюдение нормативного уклона и правильный диаметр труб для свободного перемещения стоков;
  • стояк должен быть большего диаметра, чем отведенные трубы;
  • подключение прибором по самому короткому пути с минимумом соединений. Это правило — смертный приговор сразу половине «креативных» дизайн-решений;
  • трубы без поворотов или хотя-бы не под острым углом;
  • унитаз и стояк важно размещать не просто рядом, а максимально близко;
  • точка слива выше точки примыкания трубы в канализации;

Существует две популярные системы: тройниковая схема это когда от стояка идет две трубы (горячая и холодная), и от них с помощью тройников строится отводка ко всем точкам. Так устроены почти все советские дома. Плюсом является простота. Но есть и проблемы: напор воды зависит от длины трубопровода и количества одномоментно включенных кранов, то есть давление не распределяется, а падает. 

Вторая популярная система — лучевая (коллекторная) система, в которой заложен один ввод и несколько выводов по числу точек водопотребления. Плюсы: в случае аварийных ситуаций можно перекрыть одну водорозетку и всегда одинаковый напор воды, но это сложнее проектировать и требуется больше труб, а значит растет цена вопроса.

Материал труб тоже имеет важное значение. Самый первый и интересный для нас это медь. Медь это элитные трубы, дорогие, красивые и их можно не прятать в стены, могут быть частью интерьера. И кровельные черепицы. Медные трубы  безопасны для здоровья, и работа по меди обычно самая дорогая и сложная, не каждый мастер возьмется. Медь трудно резать, но при нагревании или охлаждении материал может мяться. С московской водой ржавеют даже медные трубы, хотя их долговечность до 70 лет. Медь также основа для многих сплавов, электрики, предметов быта, для труб подачи жидкости и газов. Медь окисляется и зеленеет. Из-за цены, зачастую клиенты предпочтут использовать полипропиленовые трубы вместо медных. Для котельной медь — отличный выбор, а для всей системы отопления скорее нерациональный при среднем бюджете.

Чугунные трубы популярны для канализации в старых жилых домах, и встречаются в производственных помещениях, частных домах. Подойдут для наружной канализации, так как могут выдержать большую нагрузку, особенно давление грунта. Чугун как материал плотный, надежный, используется как для предметов быта и декоративных элементов, так и для инжнерного оборудования. Яркий пример: чугунные радиаторы в типовых советских квартирах. Чугун дешевле стали, и позволяет лить более сложные формы, вроде канализационных люков или ливневых решеток. Многие автомобильные детали сделаны из чугуна, а из высокопрочного чугуна даже льют станки и автомобильные двигатели. В экстерьере используют чугунные столбы с освещением, винтовые лестницы. Высокопрочный чугун (ВЧ-50) вы постоянно встречаете по мере жизни в городе, но и весь диапазон от 10 до 100 используется в запорной арматуре, балясинах, скульптурах, опорах освещения, тормозных дисках, корпусах клапанов, даже в наполной плитке (понятное дело, не для квартиры).

Панели для наружной отделки домов. Фиброцементные — отличные, легко режутся. Бетонная плитка — имитация кирпича, тоже хороший и дешевый материал, явно лучше дешевой гипсовой плитки. 

Стальные трубы ранее были популярны, но сейчас практически не используются. Они самые дешевые, могут выдержать до 100°, легко подвергаются коррозии даже с цинковым покрытием, и неминуемо зарастают налетом изнутри. Возможен вариант с легированием хромом, но это вопрос денег. Сталь это сплав железа и углерода. Используется практически везде. Сам по себе металл достаточно эстетичный. Обычная сталь ржавеет, для кранов и раковин используется нержавеющая сталь. 

Смеситель и полки — нержавеющая сталь. Мойка серого цвета — искуственный камень, композитный материал, состоящий из мраморной кроки и природных смол.

Сталь принято закаливать для повышения прочности и твердости. Но это делает материал более хрупким. Сталь нагревается до 740 — 850°С и быстро охлаждается до 400 — 450°С. Это позволяет получать цвета побежалости:

Температура нагрева, °СЦвет побежалости
220Светло-желтый
230Желтый
240Темно-желтый
255Коричневый
265Коричнево-красный
285Фиолетовый
300Темно-синий
325Светло-синий
330Серый

Трубы также могут быть из полиэтилена, обычно это трубы низкого давления, которые отличаются хорошей температурной стойкостью (аж да 400°), именно их используют при проектировании транспортировка воды от скважины в частный дом. На русскоязычном рынке очень есть прямая ассоциация: сшитый полиэтилен это Rehau, относительно дорого и хорошо. Полимерные трубы весьма легки, устойчивы к агрессивным внешним условиям, и лет 50 прослужат.

Полибутен-1 это отдельный вид материала, используется только для транспортировки пищевых жидкостей, таких как вино, молоко. Такие трубы обладают максимальным уровнем гигиенических свойств, и разумеется, цена вопроса высока.

Полипропилен — самый лучший вариант, поэтому он в конце списка. Армированная стекловолокном труба повышенной прочности, годится и для отопления, и для водоснабжения. Держит до 95°, легкий монтаж. Но есть и минус — не допускают физических повреждений. Если во время монтажа неаккуратный мастер наступил на трубу, то пойдут трещины, которые в будущем дорого аукнутся. Мебель для дачи из атмосферостойкого полипропилена — очень хороший вариант. Чемоданы для поездок также делаются из полипропилена.

Нам, как дизайнерам, нужно расставлять водорозетки в местах предполагаемых соединения любых сантехнических приборов, а вот как труды будут подводиться — это уже задача строителей. Но сантехника это целиком наша ответственность. Так, ванна может быть чугунной, и раньше ванна могла быть только чугунной. Сейчас есть выбор из разных материалов, вроде стали, искусственного камня, натурального камня. Чугунные ванны популярны, умеют сохранять тепло и очень прочны. Но они тяжелые и отсутствие многообразия форм. Ванна из нержавейки может похвастаться низкой ценой и весом, но вода очень быстро остывает и форм опять же, мало. Акриловая ванна долго держит тепло, и акрил сам по себе теплый материал, со временем такая ванна становится матовая и не реставрируется. Эмаль куда лучше акрила, но дороже. Особой эстетикой обладают ванны из заливного фаянса, так как это многообразие форм, очень дорогие из-за сложности производства, и хрупкие. Обычно это отдельно стоящая ванна. 

Писсуары из нержавеющей стали AISI 304 достаточно эстетичны для общественных туалетов

Рядом с ванной нужен полотенцесушитель, чья основная ценность в удалении влаги и как следствие, куда меньше плесени и прочих грибков. Также, он сохраняет комфортную температуру.

В кране всегда подводится слева горячая вода, справа холодная, так как дети в большинстве случаев правши, это помогает избегать ненужных ожогов. 

Помимо водорозеток не забываем об розетках и выключателях или переключателях. Еще на уровне дизайн-проекта закладываем схему разводки: открытая или скрытая. Открытый тип разводки это провода прямо на стенах, это быстрый способ, не красивый (если это не задумка дизайнера). Скрытый тип используется почти во всех домах, безопасный способ. В РФ напряжение 230 волью. Розетки располагаются по принципу деления на комнаты, каждая комната это отдельная группа, освещение также отдельная группа. Как и мокрые зоны и санузлы. При размещении розеток и выключателей учитываем отступ от пола или потолка 30 см, от проемов и окон не менее 15 см. Выключатель на уровне 90 см от пола. И все провода в стене засовываются в полипропиленовую синюю гофру, она устойчива к влаге, УФ излучению, и самозатухает. Сам провод должен быть медным, у него высокая электропроводимость, они более гибкие и легкие в пайке, сварке и лужении, но дороже. Дешевле алюминий, но такие провода уже трудно встретить.

Потолок. Он не должен выделять формальдегид, так как поверхность большая. Самый бюджетный вариант это клеевой потолок из полистирола, очень популярен в Восточной Европе. Существуют дорогие версии материала, экологичные и не горючие. На потолок можно нанести любой легкий материал: краска, штукатурка. Для офисов подойдут подвесные панели (в том числе зеркало и металл).

Но самый популярный вариант это подвесной потолок. На потолке крепятся кронштейны, что позволяет разместить внутри инженерные системы, сложные светильники. И натяжные потолки, как популярное решение эконом-класса, прогретая ПВХ-пленка натягивается между стенами. Не получится даже нормально закрыть стыки лепниной.

Я бы рекомендовал отштукатуренный потолок. Процесс работы весьма грязный, не очень быстрый, ставит на паузу все работы в комнате, но для типичной вторички с невысокими потолками — самое оно. 

Тактильные ощущения, правильная организация и понимание материала это не 100% успеха. Еще есть модульные сетки, по которым вы проектируете форму, пропорции, наклеечки. Сетки для художника настолько же древнее явление, насколько древним может быть Египет. Из школьного курса истории все знают, насколько строго была стандартизирована сетка для рисунков в Древнем Египте. Дозволялось рисовать фигуры человека только определенным образом, строго по канонам. Прошло 4 тысячи лет, и теперь уже в наши дни многие веб-дизайнеры считают, что сетка бывает только 12-колоночная и сайт надо уместить в 960 px (спасибо, IE6!). Художники пытаются с этим утверждением спорить, но любые доводы обычно разбиваются о догму «дизайн — не искусство, а решение задачи бизнеса». Так то оно так, но у этой реализации есть определенная мат. часть, весомый пул знаний которой лежит в классическом изобразительном искусстве.

фв

Освещение, цветовой баланс, место действия, ракурс, и многое другое влияет на композицию, но разложить композицию на составные части не получится. Выбор дизайнером определенной перспективы, границ изображения и декоративных элементов зависит от цели. Создание грамотного соотношения и поддержание структуры элементов внутри кадра облегчают задачу передачи желаемого сообщения и совершенно необходимы для установления нужной атмосферы. Вопрос в том, как соотносятся целостное изображение и составляющие его компоненты. Для опытного дизайнера не секрет, что зависимость от правил сковывает возможности. Тем более что правила зачастую надуманны. Хороший дизайнер знает, что не существует «универсальных законов восприятия». Всегда нужно учитывать вид деятельности, социальный статус и возможный опыт человека, для которого разрабатывается продукт. Это касается и форм в том числе. Как вывод, пропорция сама по себе не может быть красивой, но она способствует достижению красоты промышленного изделия.

И тут будет ошибкой не рассказать про автомобильный дизайн как вершину промышленного дизайна. Например, «расстояние престижа»: крупное расстояние между передней осью и лобовым стеклом. Самое главное это куда попадет линия, берущая начало у стойки лобового стекла. Должна целиться в пятно контакта или хотя бы в ступицу переднего колеса.

Или более длинный, заниженный и широкий кузов всегда выглядит более престижно и мощно. Многие умельцы в гаражах занижают свои машины, растягивают машину без учета расстояния между осями, что ведет только к глупому внешнему виду. Расстояние между колесами должно быть 3,5—4,5 от собственного диаметра, что выполнимо только при крупном размере колес. Боковые окна это треть высоты кузова, если чуть сместить линию стекол вниз, то получаем ретро. Если же линию стекла поднять выше, то машина превращается в броневик. Добавить эффекта ретро можно и повыше расположив фары.

В интерьере тоже может быть много интересного: чем дальше расположена нижняя кромка лобового стекла, тем крупнее воспринимается автомобиль изнутри. Или если салон светлый, то передняя панель и козырек приборного щитка все равно лучше делать в темных тонах, иначе будут блики на лобовом стекле. Решается антибликовой пленкой на лобовом стекле и увеличением стоимости машины.

На таких проектах работает не самая маленькая команда. Если для небольших изделий достаточно дизайнера и инженера, то для авто минимально нужны: главный конструктор, ведущий инженер-конструктор, инженеры-конструкторы, и для дизайна шеф-дизайнер, ведущий дизайнер, дизайнер Color and Trim (специалист по цвету и материалу), UX-дизайнер. Помимо дизайнера всегда необходим конструктор, необходима возможность производства пластиковых и силиконовых деталей для успешного прототипирования (в идеале). Вы дали задание дизайнеру: нарисуй реализуемый проект сенсорного мольберта. Для таких заказов необходимы знания конструкции, которыми конструктор должен обладать. И дизайнер обязан разбираться и в этом вопросе, чтобы не пасть жертвой множества технических ограничений и ленивости конструктора. В идеале, один дизайнер работает с 1-2 инженерами-конструкторами (расчетчики) на постоянной основе.

Так где же почерпнуть знаний о правильных, сложных сетках, проверенных годами? Изучение классической живописи и понимание их устройства может дать современному дизайнеру ключ понимания их красоты. Кроме того, можно увидеть в окружающем мире множество закономерностей и привнести их в свои работы. Вернемся к Apple, чьи товары продаются на ура. Возьмем их излюбленную сетку, Vesica Piscis. Vesica piscis — фигура, образованная пересечением двух кругов с одинаковым радиусом, наложенных так, что окружность одного находится в центре другого. В переводе с латыни обозначает рыбий пузырь. Попросту, Vesica Pisces (это когда нужно получить корень квадратный из трёх с помощью циркуля). Дизайнеры Apple мастерски используют этот прием компоновки в обычных коммерческих вещах, что позволяет им быть на голову выше конкурентов, даже не имея технического преимуществ.


Этапы дизайн-проектирования промышленного изделия. Процесс долгий, так как нужна эволюция идеи. В этом проблема создания дизайна за одну ночь, нет развития идеи.

— Техническое задание, включает в себя информацию о конкурентах, потребителях, ситуациях использования.
— Стилевой планшет.
— Компоновочная схема.

— Эскизный поиск. Это тот же концепт-арт.
— 3D-модель, демо-подача.
— Масштабный макет. Он необходим, так как 3D модель не передаст, как работают линии, формы, масштабность.

Вся разработка идет по Stage-Gate модели. На следующий этап разработки продукта можно перейти только после того, как завершен текущий этап, эквивалент waterfall. Для перехода с этапа на этап служат чек-листы оценки качества, очень утрированный пример:

  • Является ли форма устойчивой?
  • Не слишком ли много элементов на поверхности? Не слишком ли сильно они выступают?
  • Тектонична ли форма?
  • Согласуется ли с конструктивными особенностями прибора ритмичный строй формы?
  • Информирует ли форма элементов о назначении, достаточно ли выявлены функциональные зоны?
  • Имеются ли зазоры, углубления и стыки элементов формы, где возможно скопление пыли и грязи?

Внутри каждого Gate свои шаги и внутренние правила, сотни регламентов и методичек. И всегда есть одно ответственное лицо для принятия решения о переходе с одного этапа разработки продукта на другой. Некоторые участники процесса несут уголовную ответственность за свои решения, поэтому в документах есть три подписи «выполнил», «проверил», «утвердил». Даже без уголовной ответственности, любая ошибка на чертежах, ушедшая в производство, может стоить много миллионов долларов.

42 комментария

  1. Денис

    А как вы относитесь к промышленному дизайну в фотошопе? Это возможно?

    • your-scorpion (Author)

      Судя по вашим вопросам на почту, вы про 3D печать из фотошопа?) Можно быстро прототипировать детали объектов, совершенно верно. Это называется RP-технологии (Rapid Prototyping).

      1. Создаете шейп, повторяете галочки с картинки ниже и нажимаете Create
      3D печать из фотошопа. Качественный пример реализации чехла айфона.

       


       

      2. Проставляем для полученной 3D модели следующие настройки, выбираем единицы измерения, нажимаем Move to ground
      3D печать, арт-дирекшн

      3. Получить нужно вот такое расположение модели в пространстве:
      3D печать, подготовка модели

       


       

      4. В слоях выбираем нашу сцену, в properties вы можете выбрать материал для печати: пластик, дерево, металл, песок, сахар, или даже шоколад. Нажимаем кнопку «add 3D print setting». Настройки проставляем как на картинке, нажимаем кнопку «Start print». Не переживайте, моделька сразу не уйдет печататься на ваш офисный принтер, пугая сисадминов странными форматами файла.
      Настройки 3D печати

       


       

      Откроется новое окно, в котором будет превью 3D модели и цветовые индикаторы. Зеленый цвет показывает первоначальную сетку, синим подсвечивает утолщенные элементы модели, красным закрытые отверстия в модели. Также будет показана цена печати на Shapeways.com, возможность включить трассировку лучшей для лучшего восприятия материала, кнопки Print и Export. Экспортируете в STL файл, который надо отдавать в 3D печатную студию.

      Но вообще для промышленного дизайна используется Creo, по крайней мере в северной Европе.

      • Vadim Vinogradov

        Скажите, а аналогично создается 3Д модель для принтера, который печатает литьем по выжигаемой модели?

        • Цветков Максим (Author)

          Да, найти 3D печать медными сплавами в РФ не большая проблема, как раз недавно заказывал литье алюминия для корпусных деталей. В вашем случае речь, я так понимаю, о литье по выжигаемым моделям какой-нибудь бронзы/латуни, когда модель выгорает без золы. Тут есть следующие варианты:
          1. FDM/FFF — полимерная нить. Использовать можно PLA и ABS. Но с ними работать нужно осторожно, помня о коэффициенте температурного расширения и разного качества пластика: где-то зольность может быть десятки процента.
          2. SLS — селективное лазерное спекание. Берется полистирол или полиамид.
          3. SLA — стереолитография. Здесь задействована мастер-модель с сотовым заполнением (рассчитываются автоматически) из специальной смолы, далеко не везде можно найти.
          4. Binder Jetting — печать со связующим. Используется полистирол. Быстро, дешево, но менее качественно.

          Но если с упором на качество, то кокиль.

          Я говорю о процессе: деталь и вся литниковая система формируются из какого-нибудь пенополистирола, и красятся спецкраской. Все это вакуумируется в песке. Потом пенополистирол выгорает при столкновении с расплавленным металлом. И место пенополистирол заполняется металлом. Продукты горения отсасываются прямо через песок.

  2. maxisonfirelove

    А если не из фотошопа, а более по взрослому? хочу начать печатать модели, какие ограничения в плане технологий?

    • your-scorpion (Author)

      Одна деталь = один меш. Меш должен быть замкнутый, без дырок (это также проконтролирует оператор на производстве). С топологией можно не сильно возиться, триангуляция и decimation master в помощь, количество полигонов никакой роли не играет.
      Для печати универсальным форматом считается stl. Можете скачать пару моделек отсюда и посмотреть, как сделано.

      Напишите, каким способом отливка будет делаться, от этого будут зависеть конечные требования. Например, толщина стенок иногда задается непосредственно в 3D редакторе, а иногда при печати на ПО принтера. Главное, не надо моделировать детали, которые меньше разрешения печати принтера, стереолитография самая точная.

      Для растишки надо будет все сделать так, чтобы был один меш и поверхность нигде не рвалась.
      Для фрезеровки достаточно порой все просто смерджить и уточнить координаты (3,4,5).
      Для отливки вам придется работать с форматом iges. Получают из OBJ программой Geomagic Studio.
      Стереолитография (затвердевающая смола) подразумевает экономию материала, нужно делать модель полую.
      Также будет нужна программа Magics для проверки модели на наличие ошибок перед печатью. В общем, узнайте какой будет слайсер на производстве, либо поиграйтесь сами.

      Выбор принтера: директ XY-Head Z-bed с закрытым корпусом. Двигается по XY-осям и поднимается по Z. Если стол ездит по оси Y, то для высоких деталей качество будет падать из-за трясущегося стола. Размер стола от 20см, количество экструдеров на ваше усмотрение, диаметр сопла 0,4. В комплекте обычно идут катушки, это PLA-пластик, которым вы будете печатать первые эксперименты. Материал хороший, прочный, но лучше ABS (смола, немного гибкий), PLA, PETG, SBS.

      • aero_port

        Здорово! Спасибо!
        А как все же проконтролировать модель в редакторе? Работаю в Рино.

        • your-scorpion (Author)

          Я бы рекомендовал все же использовать Materialise Magics, в котором можно проверить не только основные косяки, но и множество нюансов.
          Еще можно обратиться на сервис 3D button, там тоже встроен алгоритм проверки. Но интернет есть интернет, модельку могут и спереть..
          Если совсем не хочется выходить за рамки Rhino, то:
          1. selsrf (или selPolysrf)>mesh>delete (srf)
          2. selmesh -> unifyMeshNormals (исправляем направление нормального вектора всех треугольников)
          3. selmesh ->weld (angle 180)
          4. selmesh -> dupborder (проверяем на наличии отрытых мест)
          5. selcrv -> delete
          6. selmesh ->_FillMeshHole
          7. selmesh -> what (проверка объекта)
          8. selall->_export (export selected)

  3. tatiana

    Как работает зелень в дизайне среды города, чтобы жизнь была комфортной?

    • your-scorpion (Author)

      Нужно для начала разобраться в контексте. Зона для комфортной жизни бывает транзитная (тротуар вдоль автодороги), пешеходная (места прогулок и отдыха) и жилая (дворы). Мы, как я понимаю, говорим про жилую зону. Жилой зоне необходимы буферные зоны, они считаются всего лишь элементами благоустройства, хотя имеют и гораздо более практичное применение. Так, деревья, как и любые растения, обогащают воздух кислородом, очищают от вредных примесей и пыли, положительно влияют на температурный режим и влажность. Как пример, за 1 час в спокойном состоянии человек поглощает 19 л. O2 и выделяет 16 л. CO2, одно дерево за 24 часа вырабатывает столько O2, сколько необходимо трем людям для нормальной работы на такой же период времени. Соответственно, 1 га зеленых насаждений выделяет 2 кг O2, необходимые для работы двухсот человек в течение всего рабочего дня.

      Нужно учитывать инфраструктуру, например скамейки со спинками и подлокотниками принято располагать в парках и около подъездов, и черные лавочки без спинок и подлокотников возле проезжей части. Лавочки не должны стоять на траве, зимой в слякоть комфортно посидеть будет проблематично. Извилистые лавочки провоцируют людей на общение. Где есть лавочка, там должна быть и урна, большая и высокая из текстурированного металла, с отсеком под окурки. Также, пром. дизайнер обязан учитывать тип почвы, ведь для хвойных (елки, сосны) необходима рыхлая почва, с хорошим дренажем с песком, для цветочков (те же розы) нужен чернозем. И так далее, не везде можно рассадить то, что красиво отрендерил визуализатор. Или клумбы, они должны быть высокими, неяркими, и не мешать машинам и пешеходам, и засажены растениями, а не мусором. Ну и всякие мелочи, вроде: заборы это плохо, открытость и свобода передвижения важные факторы комфортного городскоого пространства, а уберечь газоты от машин можно столбиками. Заборы допустимы около садиков и детских садов, где дети могут выбросить мячик на проезжую часть и побежать за ним под колеса. Но речь не об оцинкованном профлисте и не ПО-2. Большие козырьки над светофорами, или очень яркие светодиоды вместо них, продуманные фонарные столбы, ограждения и урны.

      Да и просто, люди любят деревья, это помогает отвлечься от серой урбанистической жизни менеджера по продажам в средненьком банке. Не забывайте их спрашивать по «лестнице соучастия» социолога Шерри Арнштейна.

  4. Dima Leon4ik

    Здравствуйте. Спасибо за статью!
    Я много раз слышал про то, что те радиусы скругления форм, используемые в программах для дизайна, некорректны. Это верно?

    • your-scorpion (Author)

      Да, верно. Нагляднее всего этот нюанс можно увидеть в продукции Apple. Они использует форму под названием squircle, причем и для UI дизайна и для физических девайсов. Суть таких скруглений в непрерывной кривизне формы. Внешне такую форму просто отличить, любой 3D моделлер или промышленный дизайнер знают как избежать резкого перехода формы из прямой линии в округлую. Благодаря этому свет падает на поверхность мягко, не оставляя жесткой границы.

      Это была теория, на практике вы можете скруглить углы кнопок лучше, чем это делает софт. Софт оставляет изломы на границе прямой линии и начала сгиба. Чтобы этого избежать, достаточно вытаскивать «усы» Безье несколько дальше, чем это сделала бы машина.

      Вся эта система давно документирована и структурирована. Вы можете использовать как референс оригинальные шаблоны иконок Apple.

  5. Эдуард Корольский

    Здравствуйте. Подскажите, в каком направлении копать для патентования элементов интерфейса в РФ?

    • Цветков Максим (Author)

      Пользовательские интерфейсы для компьютеров и отдельные элементы пользовательского интерфейса могут быть запатентованы в форме промышленных образцов. Важными свойствами охраноспособного объекта, заявляемого в качестве промобразца, являются новизна и оригинальность. Если элемент интерфейса распространен, наиболее вероятно, что он уже запатентован как самостоятельный объект или как элемент в составе более сложного объекта. Для получения точных сведений, в общем случае, необходимо провести поиск в БД патентов ФИПС, с учетом действующей классификации для промобразцов.

      Начать изучение вопроса нужно с ГК РФ (см., по меньшей мере, главы 69 и 72) и Правила для промобразцов.

      По моему опыту, все не так уж и сложно с пром-образцами, можно патентовать внешний вид интерфейса. Можно разделить это на две категории, чисто красивые картинки как макеты и образцы интерфейса-верстки. Для верстки нужно будет описать особенности, состояния полей, контролы и т.п.

  6. Igor Vedeneev

    Подскажите про то, почему серверное оборудование обычно такое стремное, как его принято улучшать и по каким критериям?

    • Цветков Максим (Author)

      Промышленный дизайн относится не только к внешнему виду прибора, но и к удобству разбора плат. Красота нужна и для закрытого в шкафах оборудования. Не должно быть перекосов, щелей, должен быть идеальным сварной шов и достаточное кол-во точек пайки (обычно указано в конструкторской документации), все должно легко закручиваться/откручиваться, держатель батареи должен быть удобным. При этом разъемы должны быть зафиксированы, разъем не должен вдавливаться внутрь корпуса, для этого используются скобы, приваренные к корпусу или закрепленные с помощью заклепок.

      Очевидно, что всегда нужно уменьшать зазоры вырезов настолько, насколько это возможно. Если это не будет мешать нажатию отверткой на кнопки клеммной колодки, конечно. Работать с допусками на гибах основания. Любимый косяк производителей это поменять внутренние радиусы гиба. Также распространен кейс, когда неудобно держать гайку и при этом закручивать винт или стойку. Это решается добавлением на платы запрессовочных гаек, втулок. Либо рассмотреть вариант сквозных креплений плат «стойка в стойку» (крепежные отверстия на одной оси). Если модули «защелкиваются» с усилием в оптическом разъеме, то это тоже не ок. И докидывание пластиковых зажимов или добавление вырезов для фиксации проводов. Вот чем занимается промышленный дизайнер при работе с сетевым оборудованием.

      Но даже в такой сфере работ есть место эстетике. Наненесение меток на корпус тоже имеет свои ограничения, цвет лазерной маркировки обычно существенно отличается от цвета, который дает шелкография. И не в лучшую сторону. С шелкографией тоже легко накосячить, я ориентируюсь на толшину 0,30-0,40 мм для букв, и требую однородность толшины линий. Наклейками такое не решить, т.к. будет выглядеть дешево. Смещение надписей относительно вырезов на корпусе также сильно портит впечатление от продукта.

      Линзы светодиодов часто смещаются относительно центра отверстий, а разная высота выхода светодиодов тоже портит вид изделия. Если в первом случае поможет уменьшение отверстий для светодиодов, то для решения проблемы в целом нужно добавлять держатели светодиодов, а лучше SMD-светодиоды и световоды. При этом будет ограничение, что необходимо использовать светодиод с минимально возможным обратным током, обеспечивающим требуемый ресурс батарейки. Да и габаритные размеры альтернативных светодиодов часто приводят к изменению размеров корпуса и внешнего вида изделия, что не всегда по ТЗ. Не говоря уже о трудозатратах на разработку драйвера управления светодиодами.

      При этом инженеры будут прибегать и рассказывать про вибростойкость, теплопроводность корпуса, КПД платы питания, работу оборудования в экстремально низкие температуры (-40…-60°C), срок службы конденсаторов, их стоимость и доступность, и прочие ограничения.

  7. Max Polonski

    Здравствуйте! когда захожу в метро, или в старый дом, чувствую запахи, знакомые мне с детства. Навивают ностальгию и воспоминания, но допустим салон нового автомобиля или свежая квартира пахнут совсем по другому. Существуют ли подходы добавления запаха определенным вещам для увеличения стоимости товара?

    • Цветков Максим (Author)

      Особый запах метро это, скорее всего, креозот). Им пропитывали шпалы, он также защищает дерево от гниения. Исторически деревянные шпалы еще пропитывали смолой, антисептиками, нефтью.

  8. Dima Naraikin

    Какие материалы из дерева вы порекомендуете для интерьера?

    • Цветков Максим (Author)

      Половая доска из массива дерева и террасная доска, и прочие пиломатериалы.

      Массивная доска — долговечный дорогой материал, который поддается циклевке. Просто цельный кусок дерева, очень востребованный материал. Но в я бы для квартиры выбирал клееные полуфабрикаты. Древесина проклеивается, это пробка, оконные блоки, паркетные/инженерные доски. Так вот, паркетные доски очень даже хорошие, бюджетные «Корона Паркет», и для элитных клиентов «Amigo». Либо вообще паркетный щит.

      Пробка — материал пористый, значит внутри много воздуха. Как следствие, тепло-изоляционные характеристики отличные. Мягкий на ощупь, легко испортить. Своим клиентам ставил
      Corkstyle, Haro, Egger.

      Шпон — тонкие срезы для отдельки мебели и дверей.
      Фрезерованные материалы — поручни, плинтуса, и все остальное, что выходит из под фрезера.
      Штучный паркет — маленькие массивчики дерева. Я использовал в проектах Marco Ferutti и Kamodoor, но себе и родителям ставил бюджетные Barlinek и Киреевская фабрика.

      Отдельно можно упомянуть HPL-панели, это бумага, пропитанная смолами. Дорогой, но по визуальным характеристикам очень качественный материал, который не горит, не боится влаги и перепадов температур. По производителям могу посоветовать Gustafs, Formica.

      Вагонку и фанеру даже не буду обсуждать, черновые материалы, которые продаются возле каждой дачи… можно обсудить МДФ. Горючий. Не для влажных помещений. ДСП это крупная прессованная стружка, дешевле МДФ и обладает аналогичными минусами + иногда Фенол. В основном для бюджетной мебели.

      И не забываем про свойства изначального материала:
      Сосна стойкая к гниению, прочная.
      Кедр красивый и легкий.
      Пихта и Ель ломкие.
      Дуб очень твердый.
      Ясень тоже не плох, но уступает дубу.
      Орех тоже нормальный по характеристикам.
      Липа идеальна для резьбы по дереву.
      Клен вполне ок.
      Осина не годится для работы.

  9. Сергей Старков

    Часто при выборе материалов для отделки стен клиент спрашивает, что в составе значит то или иное слово, есть ли популярное объяснение? И каких производителей посоветуете?

    • Цветков Максим (Author)

      Базовые:
      Укрывистость — сколько слоев требуется для 100% заливки поверхности.
      Время высыхания — ну… тут, наверное, без вопросов.
      Адгезия — насколько сильно прилипает краска к поверхности. Обычно делают адгезивные грунтовки для лучшего сцепления с краской.
      Консистенция — вязкость. Если краска очень жидкая, то она стекает по стенам.
      Тиксотропность — если краску долго не трогать, она густеет.
      Экологичность — безвредность. Для интерьеров используют только экологичные краски, для наружных — неэкологичные, зато более стойкие к окружающим условиям.

      Я бы советовал брать Caparol как бюджетный вариант, Dulux/Tikkurila для среднего сегмента, Benjamin Moore для элитных проектов.

      И по обоям: бюджетные варианты Авангард, Палитра и Московская Обойная Фабрика. Средние по цене: Marburg, Erismann и Rasch. И элитные: Arte, KHROMA, Decori Decori, Loymina, Emiliana Parati. Как правило, смотреть надо на флизелиновые обои. Либо обои из стекловолокна, немного защищает стены, но процесс поклейки слегка геморойный + цена.

      • Anna

        Спасибо! если делать бюджетный ремонт, то какие производители на ваш взгляд достойны внимания?

        • Цветков Максим (Author)

          МДФ-панели на потолок небольших помещений. Но лучше реечный дюралюминевый потолок.
          Полипропиленовые трубы.
          Клей для плитки UNIS.
          Затирка для плитки Keracolor.
          Клеммы WAGO 2X.
          Розетки Legrand.
          Штукатурка гипсовая Knauf.
          Шпаклёвка Weber Vetonit.
          Радиаторы неразборные Рифар SUPReMO.

      • Влад

        Я не очень понял из статьи, какой материал для отделки стен самый лучший и дешевый

        • Цветков Максим (Author)

          На этот вопрос нет ответа. Дешевый — это какой по цене? Лучший — для какого помещения?

          Универсальный ответ – обычная водоэмульсионная краска. Может быть гладкой, матовой, рельефной, любых оттенков цвета и можно красить слоями, для туалета есть влагостойкие краски. Способ дешевый по стоимости материала, но это компенсируется стоимостью подготовки поверхности: три слоя шпаклевки + стеклохолст + финишная шпаклевка. Не забудьте про грунтовку, валики/кисти.

          Второй универсальный ответ: обои как акцентный материал. Флизелиновые обои универсальны, виниловые более стойкие и легко клеить, для любителей рельефа — линкруст.

          Мой любимый керамогранит, плитка и мозайка — можно для влажных помещений, эпоксидная затирка для кухни. Хотите мозайку? Берите готовую на сетке. Главное не используйте глянцевую плитку для пола.

          Декоративная штукатурка имитирует все подряд, требовательна к качеству нанесения. Требуют шпатлевки стен средней руки и по цене демократично.

          Скрыть стыки и украсить стены можно за счет лепнины и молдинга на стены. Дешевые полиуретановые и дорогие гипсовые. Гипсовая делается под заказ, тяжелая и требует саморезов. Возможно, дешевым вариантов будет покраска стен и сверху молдинги. Полиуретановые молдинги дешевле, маленькие, клеятся на клей, потолочные розетки крепятся на штукатурку, так как со шпаклевки они упадут.

          И еще один относительно дешевый вариант это стеновые панели. Материал уже редкий, пластиковый, но бывают и гипсовые 3D-панели. И МДФ панели со вставками.

  10. Oleh Baziv

    Привет! что за материал которым обрамляют фасады. такой стеклянный.

    • Цветков Максим (Author)

      Привет! думаю, это Стемалит. Стекло красится с одной стороны, краска «вплавляется» в стекло. Далее стекло как следует закаляется, и становится достаточно прочным для облицовки фасадов. Стеклом этот материал назвать трудновато, так как прозрачность близка к нулю. Не путать с Лакобелем, оно не прочное.

  11. Лина Губина

    Добрый день! верно ли я поняла, что природный камень это отличный материал для интерьера

    • Цветков Максим (Author)

      Ну как. Вот возьмем мрамор и гранит, вроде как хорошие прочные материалы. Но посмотрим на искуственный кварцевый камень. Он состоит на 90% из природного кварца, полиэфирной смолы и цветных пигментов для цвета. И получается материал более прочный, чем мрамор и гранит, и отлично подходящий для той же столешницы. И для экстерьера.

      Или искуственный акриловый камень (Corian), обладает лучшими характеристиками, чем натуральный камень. Не смотря на то, что это полимер. Его можно поцарапать, зато ремонтопригоден.

      • Виктор Ш

        Как склеивать полимеры при условии использовании в высоких температурах? да так чтоб намертво

        • Цветков Максим (Author)

          С точки зрения химии, склейка намертво это просто сшивка молекул клея друг с другом и с поверхностью, поэтому объекты невозможно разделить без повреждений. Известный пример: эпоксидная смола, чем она ближе по составу к материалу поверхности, тем лучше будет склейка.

          С полимерами можно что-либо придумать в вопросе высоких температур. А вот хрупкость смолы это настоящая проблема. Адгезия может меняться (склеиваемость с поверхностью). Полимерные адгезивы могут решить вопрос.

  12. Alexey Cheshire

    Привет! какова общая последовательность ремонта?

    • Цветков Максим (Author)

      Внутренняя отделка квартиры идет по процессу:
      • Если старый фонд, то демонтаж, то есть рушим квартиру и выбрасываем тонну мусора, это долго.

      • Подготовительные работы. Создание условий для строителей, укрывание пленкой и оргалитом, прокладка чернового провода.

      • Возведение перегородок из пеноблоков на перекрытия. Кирпич уже бессмысленно. Пеноблок огнестойкий, легкий, прочный (D600), легко сверлить, пилить, всегда перевязываются сеткой или арматурой. Печальная альтернатива пеноблокам это ПГБ. Дешевле и хуже, минимальная шумоизоляция. Местами могут поставить гипсокартон, это простой лист с гипсовым тестом по центру. Их можно сразу шпаклевать. Он не прочный, на него ничего нельзя вешать. Важно проверять соблюдения углов под 90°.

      • Далее все стены штукатурятся для выравнивания, гипсовая штукатурка для сухих помещений и цементная для влажных.

      • Монтаж отопления. Все стояки перевариваются, проводится разводка систем, черновое подключение радиаторов.

      • Электромонтаж (скорее всего по полу, слаботочка по потолку). Все провода должны быть в гафре. Провода обрезаются с запасом. Уже нужно определиться с розетками и подрозетниками.

      • Залитие стяжки (прячет все провода). Используется полусухая стяжка, когда машина подает стяжку под давлением. Нужна гидроизоляция в мокрых зонах, звукоизоляция везде.

      • Разводка сантехники.

      • Гипсокартон. Перегородки, шумоизоляция стен, подвесные потолки. Строители режут дырочки в гипоскартоне под все приборы и розетки.

      • Плитка.

      • Монтаж окон, подоконников, керамогранит, вентиляция.

      • Шпатлевка и финишная отделка стен. Шпаклевка в несколько слоев -> стекло-холст -> финишная шпаклевка -> финишная шлифовка -> грунтовка -> краска. Под обои этапов меньше.

      • Укладка полов.

      • Монтаж встроенной мебель, дверей.

      • Финишные работы после того, как поцарапали стены. Укладка плинтусов.

  13. ИГОРЬ САМАРА

    Какова стоимость ремонта квадратного метра в Москве?

    • Цветков Максим (Author)

      20-40k ₽/м² — эконом
      40-60k ₽/м² — комфорт
      60-140k ₽/м² — бизнес
      140-250k ₽/м² — премиум
      250-∞k ₽/м² — люкс

  14. Виталик

    Как отличить качественный инструмент? ведь инструменты делают на станке, нно ведь нельзя произвести деталь из стали тверже, чем сам станок?

    • Цветков Максим (Author)

      Конечно, кусачки из плохой стали не смогут раскусить более твердый материал. Для инструментов используется инструментальная сталь, которая выпекается. Инструментальная сталь может быть для статических и для ударных нагрузок. Гаечные ключи делают под статичную нагрузку, а топоры это ударные нагрузки. У себя держу трубные разводные ключи из высокопрочного чугуна.

      Даже простой кухонный нож может быть сделан из 58 HRC или 59-62 HRC, и быть прям отличным (но дорогим). Если нет желания переплачивать, имеет смысл купить более бюджетный 440C (95Х18).

  15. Святослав Potseluev

    как бороться с ржавчиной

    • Цветков Максим (Author)

      Не хочу рекламировать конкретный бренд, но HI-Gear Аэрозоль прям хорошо работает. Его не нужно гасить содой и смывать.
      Rust-stop для внутренних деталей (после нанесения нельзя красить).

      Для деревенских экспериментов вспоминается классический рецепт: 10мл этиленгликоля, 15г нитрита натрия и уротропина на литр 10% раствора ланолина в бензине или использованного подсолнечного масла после длительного нагрева (можно взять в любой чебуречной).

  16. Ананасия

    Планирую на крышу класть шифер, что скажете о таком варианте? Вроде в Европе так не делают.

    • Цветков Максим (Author)

      В Европе шифер делается из актинолита, и он токсичен. СССР делали шифер из серпентита. Материал развивается, появляются новые формы и цвета. Материал очень дешевый, легкий в монтаже, без значимых нагрузок прослужит лет 30-40. Может и намного больше, при хорошей укладке, уничтожении мха и плесени и минимизации нагрузок.

      Материал ни разу не дизайнерский, но при малом бюджете и без претензий на статусность вида, явно лучше чем металлочерепица. Чуть подороже можно взять глиняную черепицу.

«Взаимодействуя с данным сайтом, вы, как пользователь, автоматически даете согласие согласие на обработку персональных данных» Согласие

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.