Ответы на основные вопросы по полиграфии

Так вышло, что на данный момент очень часто мне приходится переподготавливать для печати чужие макеты. Основываясь на самых часто возникающих вопросах моих коллег, я решил написать статью, после прочтения которой вы должны уже сами понимать, как решать проблемы с печатью.

Как «работает» печать? Для печати используется цветовое пространство CMYK, это субтрактивная модель формирования цвета. CMYK состоит из четырёх цветов: голубой, маджента, жёлтый и чёрный. Важно  понять, что аппаратные цифры CMYK не определяют цвет однозначно, для однозначного определения цвета существует Пантон (Pantone) — точный цвет. Используется для того, чтобы,  один и тот же цвет в разных типографиях не отличался по оттенку. Существуют готовые пантонники, по которым в типографиях сверяются с получающимся при печати цветом. Пантон это не номер цвета вида #djdjdj, он обычно представлен в виде «pantone 1967», смотрится не понятно. С помощью ухищрений можно узнать цвет пантона в таком виде: С 96 M 0 Y 72 K 0. Узнаёте CMYK? Но CMYK и пантоны это разные вещи. CMYK это команды плоттеру сколько какой краски надо выдать, пантон — готовый цвет, от которого не выйдет отступить ни на шаг. К слову, у пантонов есть своя цветовая схема PMS, в Photoshop и Illustrator пантоны уже встроены, но на мониторе они всё равно отображаются у вас почти наверняка неверно.

Количество точек на дюйм

При печати также придется столкнуться с понятием «суммы красок». Если говорить не научно, то во время печати смешиваются краски, и чтобы при смешивании не получились грязные цвета, за предел определённой суммы красок выходить нельзя. Обычно эта сумма колеблется от 280-320, точные значения вам должна сказать типография. Пример: если в CMYK-изображение ткнуть инструментом «пипетка», то можно получить такие циферки: С 83% + M 95% + Y 87% + Key 85% = 350%, при печати получится грязно, потому что у нас вышло больше 300% краски. Чтобы этого не произошло, нужно конвертировать изображение с помощью цветового профиля с ограничением суммы красок—TIL.

Ровно по этой же причине нельзя делать плашку 4 см и более одной лишь черной краской, важно её сделать составным цветом. Офсет не позволяет равномерно распределить одну краску на большой площади, потому что непараллельность валов дает различный натиск. Безопасными значениями принято считать 60% 50% 40% 98% для черной плашки, максимально светлая 6% 5% 5% 7%. Как вы видите, черная краска доминирует для сглаживания оттенков цвета. Наиболее капризные в индустрии черно-зеленые плашки, за что спасибо нашим ещё не отмершим инстинктам распознания деталей в зеленой чаще.


DPI — количество точек на дюйм. Этот параметр зависит от задачи, которую будет выполнять картинка: чем ближе человек будет рассматривать ваш макет, тем больше должен быть параметр dpi. При просмотре с полуметра нужно использовать 300 dpi, это классика, указанная во всех технических требованиях. Если мы хотим указать другое значение dpi, то помогут сориентироваться следующие значения:

50 dpi – 2 точки на мм.

72 dpi – 2,8 точки на мм.

75 dpi – 3 точки на мм.

100 dpi – 4 точки на мм.

150 dpi – 6 точки на мм.

225 dpi – 9 точек на мм.

Не надо ошибочно думать, что чем больше dpi, тем лучше качество изображения. Не всегда большой показатель dpi даёт качественный итоговый результат, а размер файла увеличивается. В рамках статьи про основы пре-пресса важно запомнить, что картинка для печати должна быть 300 dpi. С практикой вы поймете, для каких целей можно будет использовать и другие значения. Итак, у нас есть картинка, которая должна вписаться в см или мм. В итоге мы имеет три взаимосвязанные величины, размер в пикселях, размер в сантиметрах и разрешение. Разрешение это мера четкости деталей растрового изображения и исчисляется в пикселах на дюйм (ppi).

Без математики тут не разобраться: делаем в Photoshop изображение 10х10 см, 300 dpi. В Image Size видим размер 1181х1181 px, при условии Pixels/Inch, если выбрано Pixels/cm, то поменяйте. Считаем, 1181 px соответствует 10 см с разрешением 118,1 пикс/см, т.е. 299,974 пикс/дюйм (dpi). Либо 1181px с разрешением 300 пикс/дюйм дают нам 3,936(6) дюймов, т.е. 9,99913(3) см. Получается определенная не стыковка? Если почитать спецификации TIFF 6.0, то можно узнать, что в файл записываются размеры в пикселях и разрешение, а линейные размеры являются вычисляемым параметром. Но Photoshop не идеален, и точность линейных размеров в Photoshop для сантиметров — 2 знака после запятой, в результате 9,99913(3) см Photoshop показывает как 10 см (величина ошибки зависит от разрешения и размера картинки и может достигать 0,1 мм). И магия: если изменить размеры с 10 на 11 и тут же вернуть назад (без ресемплинга), то значение разрешения будет не 300 dpi, а заветные 299,974 dpi. Сразу возникает вопрос, что это за разрешение такое, 299,974 dpi, а не 300 dpi. В общем, особой роли эта разница не сыграет, так как RIPу важны лишь линейные размеры изображения и количество пикселей в ней. Но если вы перфекционист, используйте 254 dpi. Это соответственно 100 пикс./см, т.е. в Photoshop при точности задания размеров 0,01 см, при этом разрешении: 0,01 см = 1 пикс.

Маленькая хитрость: хотите посмотреть на картинку в PDF в оригинальном размере? Если в Adobe Acrobat (в настройках, в разделе Page Display) установить разрешение 72 dpi (вместо дефолтных 99) то ПДФ на экране сразу начнет занимать нужное количество пикселов для веба.

Часто мы встречаем в тех. требованиях ещё такие вот загадочные символы: Eurostandart, Dot Gain 15%, Black Generation Light, Black Ink Limit 98%, Total Ink Limit 300%, UCA Amount 0% ну или что-то наподобие. Многие, конечно, игнорируют все эти непонятные закорючки и с невинной улыбкой на лице применяют цветовой профиль forga 39 или 27, в лучшем случае. А что же мы игнорируем? Давайте разберёмся.

Как известно, из доступных в цветовой схеме CMYK 400% краски можно использовать на печати не более 320%, и это при условии, что лишь один цвет будет использован на 100%. Если при флексопечати или при работе с одноцветными плашками мы легко можем контролировать сумму красок, то в фотографиях можно встретить использование всех 400%. Как тут быть? Просто высветлять всё фото в 99% случаев не выход. Мы уже знаем, что для решения этой проблемы нужно применить цветовой профиль, который уменьшит параметр TIL. Тут то и происходит магия работы GCR и UCR. Эта «магия» называется «методы генерации чёрного при цветоделении».

Если в Photoshop пройти в настройки цвета и выбрать Custome CMYK, то откроется окно с настройками цветоделения. В нём можно указать максимальную суммарную плотность краски и много чего ещё. Oбо всём по порядку. Сначала разберёмся с основным: Separation type—GCR и UCR (Gray component replacement и UnderColor removal). Эти процедуры появились на свет с целью перевода значений C45 M45 Y45 в сторону K 45. Как результат, мы экономим краску.

Важно учитывать такой нюанс, что обычные (process) краски неидеально прозрачны, и порядок их нанесения играет определенную роль в финальном результате. Этот вопрос обычно всплывает на этапе цветоделения, где хорошо известно, что M+Y и Y+M – далеко не одно и тоже. Первый это «пионерский» красный, а второй малиновый. В хороших типографиях при печати офсета этот нюанс наложения двух красок (бинар) специально отслеживают.

UCR (Under color removal) данный метод занимается замещением CMY красок чёрной краской. Это действует в основном для областей фото, где процент суммарного содержания краски весьма высокий. Получаем на выходе мало чёрной краски, и красивые яркие цвета, но есть шанс потерять в контрастности. Грубо говоря, UCR — это изображение, нарисованное тремя красками CMY, с тенями, подчёркнутыми чёрной краской = замена CMY на ахроматический цвет в тенях.

GCR (GRAY COMPONENT REPLACEMENT) производит замену CMY красок на чёрную, замешанную с небольшим коэффицентом триадных красок. На выходе получаем изображение, напечатанное чёрной краской и разукрашенное тремя красками CMY. Для большинства работ предпочтительным является вариант GCR/ Этот метод включен по умолчанию, сохраняет хороший контраст и детализацию изображения.

Почему при выборе GCR становится доступно больше опций? Дело в том, что UCR это один из вариантов GCR, и такие пункты как «Black generation» и «UCA amount» в UCR попросту не нужны. Я советовал работать с GCR, поэтому давайте рассмотрим все настройки. Black generation (уровень генерации чёрной краски) становится активным при GCR. Если выбрать для Black Generation пункт Light, то это будет означать содержание чёрной краски в основном цвете не менее 40%. Вот значения с пояснениями:

Light – 40% и выше; много CMY и минимум чёрного (минимальная стабильность чёрного цвета, максимальный цветовой охват).
Medium — 20% и выше;
Heavy — 10% и выше;
Maximum 0% и выше; много чёрного и мало CMY. (в этом случае, черной краской будут замещаться даже однопроцентные «пачкающие» CMY). Прекрасный способ сэкономить дорогую цветную краску.

В UCR нет очевидного способа задать количество чёрного цвета, но по факту UCR близка к Light в 60%.

Screen Shot 2016-06-23 at 17.33.48

Рассмотрим оставшиеся настройки окна Custom cmyk. Dot gain (Растискивание) — это увеличение площади элементов печатного макета. Этот параметр зависит от бумаги, которую мы планируем использовать, от краски, от оборудования, да вообще от всего = ). Варианты для выбора — Coated (мелованная), Uncoated (офсетная) и Newsprint (газетная бумага). Офсетная печать растискивания это 20%. Для мелованной приемлемо 15%. Для газетной 30% это максимум. При этом нужно понимать, что насыщенность и контраст зависят от способа печати: на мелованной бумаге и то и другое втрое выше, чем на офсетной. А на принтере Epson в три раза выше, выше чем на мелованной. Для максимального контраста черного цвета дизайнеры заказывают накат 2D или 10L по черной краске.

Black Ink Limit – предел количества черной краски. Можно оставить и 100%, но лучше поставить 98%.

Total Ink Limit – предельное значение суммы всех красок. Обычно это 300%.

UCA («Under color addition») – доступен только при типе цветоделения GCR и отвечает за дополнительное количество краски, которое останется при цветоделении CMY в нейтральных областях изображения. Проще: добавление CMY красок в пропорциях серого (чёрного) в теневые области на изображении. По умолчанию установлен ноль, повышение значение способствует увеличению плотности нейтральных областей. Грубо говоря, используется для того чтобы при использовании Heavy и Maximum тени не стали слишком серыми.

Важно запомнить, что выше описан процесс перевода изображения в CMYK. Это завершающий этап подготовки макета. Сохраняем в TIFF без сжатия (порядок следования битов под Windows), или в jpeg без компрессии (quality 12). Нужно быть уверенным в том, что дальнейшие размеры изображения не изменятся и качество останется 300ppi. Растровое изображение обрабатывается с осознанием того, что sRGB не может передать некоторые оттенки CMYK. Более того, на это в полной мере не способна даже AdobeRGB. Но всё же, для подготовки к печати используйте Adobe 1998 с внедренным профилем.

Картинки с качеством 300ppi могут весить очень много. Для исправления этого принято использовать сжатие ZIP. Оно не искажает изображения, качество фото не изменится, а результат вас обрадует (Pdf после экспорта весит 591 мб, Pdf после Distiller весит 137 мб). Также, до сих пор на рынке есть типографии, чей РИП ведет себя очень плохо с JPEG-сжатием. ZIP не панацея, чем больше непредсказуемых соседних пикселей будет в картинке, тем хуже будет результат сжатия.

Это всё хорошо, теперь вы знаете, какие параметры отвечают за какие процессы, и можете более менее контролировать итоговый результат. Но как понять, качественно сделано цветоделение или нет? Давайте немного углубимся в теорию, в принципы растрирования в полиграфии. Каковы критерии для качественной печати, помимо CMYK 300dpi? Пространственная частота, форма точки и угол поворота. Вот эти три фактора и влияют на качество отпечатанного материала


Линатура, dpi, растр (Пространственная частота). Для понимания давайте углубимся в историю: растеризация впервые была использована в середине 19-го века. В те времена макбуков еще не существовало, поэтому изображение воспроизводилось с помощью стеклянной пластины с множеством выгравированных тонких линий, которая размещалась на листке фоточувствительной бумаги. Через саму фотографию проецировался свет, и на листе засвечивались определённые участки. Темные области становились набором больших точек, светлые – набором точек меньше. За счёт больших и маленьких точек создавался эффект оттенков, и данный принцип растеризации до сих пор работает, с небольшими изменениями. То есть да, печатная картинка состоит из точек (не путать с пикселями!).

Основная проблема и задача для принтера это как одной чёрной краской печатать сотни серых оттенков, и четырьмя напечатать миллионы цветов. Чтобы напечатать цифровое изображение, её нужно преобразовать в бинарную форму, т.к. печатное устройство имеет двоичный выход. Это делает РИП (RIP raster image processor). Он преобразует пиксели в точки.

Плотность растра (пространственная частота) определяет плотность сетки, и соответственно, детализацию финального изображения. Плотность растра измеряется в линиях на дюйм (lpi). Чем больше значение lpi, тем более высокого качества изображение. Правда, выше печатных возможностей техники не прыгнешь, и зависит пространственная частота картинки (растра) от следующих критериев: технология печати, тип документа и характеристики печатного оборудования.

Из универсальных значений: для высококачественной рекламы, художественных репродукций высокого класса и вообще шикарной полиграфии рекомендуется использовать значение 300 lpi. Информативные бюллетени и т.п. стерпят и 80-100 lpi, газеты — 133 lpi. Потребительские журналы, каталоги, обложки дисков, реклама для почтовых ящиков — 150,175 lpi. И, как всегда, подробности узнаём в конкретной типографии = ).

Допустим, у нас есть изображение 300 dpi (точек на дюйм) и у каждой точки есть 256 градаций каждого цвета. Зачастую станки заточены под печать в 175 lpi, с применением коэффициента 1,7. Получаем желанные 300 dpi. (175*1,7=297,5.). Но это не значит, что другие значения dpi — плохо. Такие числа приводят к муару, но иногда результат фотовывода может оказаться даже лучше чем 300dpi. Есть такое небольшое правило, которое мне шепнул на ушко один гуру: для сохранения деталей лучшее значение —300 dpi, а если очень важны особо-гладкие грани объектов, 360 или 600dpi. Но запоминаем, что основной критерий при выборе разрешения – детализация изображения.

Сама же аббревиатура dpi понимается так: 300 dpi это информация устройству вывода, что каждая точка в этом изображении должна занять одну трехсотую дюйма (1 см = 0,394 дюйма). Количество точек, которое можно разместить на горизонтальный дюйм – это показатель, сколько из 256 оттенков для каждого канала CMYK можно распечатать.

Если брать пример с чёрным цветом, то 0 точка будет означать белый цвет, 256 точка – черный. 120 точка – такой нейтральный серый цвет. До 256 оттенков одного цвета в каждой ячейке. Учтите – на отрастрированном изображении не может быть полутонов, краска или есть или нет, как прозрачность в gif. Толщина краски не регулируется, мы можем управлять лишь размером точек.

Исходя из всего вышесказанного, получаем определение растрирования – перегон пикселей в точки. Главное в растрировании – это сделать результат растрирования невидимым глазу, создать иллюзию гладкого непрерывного цвета.


Угол растра. Картинка это сетка, и сетка умеет вращаться под определённым углом, каждый из цветов CMYK может вращаться по-своему. Угол растра это набор углов, по которым располагаются друг к другу линии из точек растра. От этого параметра зависит, будет ли резать глаза или нет сетка на итоговом изображении (муар).

По умолчанию угол поворота для серых тонов – 45 градусов. Для всего CMYK – 105 голубой, 75 пурпурный, 90 жёлтый и 45 чёрный. Все четыре точки CMYK вместе формируют что-то вроде розочки. При ненадлежащей ориентации растровых структур появляться муар. Но даже если хорошо постараться и подобрать нужные углы растра, цветные участки всё равно будут грешить «розетками».

Работают углы по следующему принципу: человеческий глаз реагирует на угол поворота, при условии, что угол не совпадает с горизонтальной или вертикальной линией. 45 градусов это самый приемлемый компромисс, но если в итоговом макете нужно подчеркнуть именно диагональные линии, то 45 градусный угол может выявить зубчатость (очень часто с этим сталкивался в начале работы). Жёлтый цвет к зубчатости наименее восприимчив.

Форма точки – при низких пространственных частотах форму точки легко можно разглядеть. Возьмите почти любую рекламу из почтового ящика и присмотритесь – вы увидите эти точки, этот ужасный муар. В основном используются круглые, для чётких рисунков – квадратные точки. Существует ещё множество форм точки, ромбики, овалы, и многие другие.

По умолчанию используются точки, которые меняют свою форму: в светлых и тёмных областях точки круглые, в средних – квадратные. Квадратные точки используются для лучшей детализации. Менять этот алгоритм могут только неоспоримые, старые и фанатичные профессионалы печатного дела.

Rock and Roll, товарищи.

39 комментариев

  1. Алина

    Фундаментально. Нам в вузе три месяца об этом рассказывали, но по учебникам. Вы описали всё более простым языком, удалось кое что лучше понять)

  2. yanuaria

    Я увидела в описании профилей такие слова как «Black length» и «black width», что это?

    • your-scorpion (Author)

      «Black length» и «black width»—параметры генерации черной краски. Грубо говоря, момент начала замещения цветных красок черной и сила увеличения количества черной краски. И то и другое работает по тону изображения.
      Для понимания: в статье я писал, что параметр Black Generation доливает цветных красок в тени, так вот, введен он из-за используемого фотошопом кривого алгоритма генерации черной краски. У рекомендуемых мной профилей ECI черная краска генерируется примерно, как в фотошопе при настройках GCR medium, UCA Amaund -20%

      • yanuaria

        Спасибо! А есть стандарты в этих профилях? Если мне необходимо готовить макет под разные виды печати?

        • your-scorpion (Author)

          Стандарты есть, насколько мне известно, основных три: SWOP, японская печать и евротриада. Основное отличие между ними в используемых красках. Красный из евротриады не такой, как красный из японской печати. Это важно учитывать, беря процентные соотношения красок с забугорных источников информации. Производители соблюдают все правила строго внутри каждого стандарта. Это про офсет.

          Если речь о цифровой печати, там конвертация из профиля CMYK в профиль печатного устройства есть всегда. Адобовские профиля прекрасно подойдут на выбор входного профиля, но всегда лучше уточнить в типографии, какой профиль брать. Если вам нужны все виды печати, то создаете мастер-макет в adobeRGB, и конвертируете под каждый вид печати.

  3. pandylka

    Есть ли способы измерить реальный размер печатной картинки в фотошопе?

    • your-scorpion (Author)

      Для каких целей, если не секрет? Вкратце: убедитесь, что у вас разрешение картинки 300ppi и без галочки Resample (отвечает за пересчитывание размера). Выбираете инструмент Ruler Tool и измеряете нужный участок картинки, смотря на палитру Info. Там и будет указаны интересующие вас размеры. В калькуляторе введите требуемый размер итоговой печатной продукции, и умножите на сто, получившееся значение разделить на значение из палитры Info. И не забывайте обращать внимания на единицы измерения.

      Пример: требуемая высота листовки 297 mm, текущее значение из палитры info = 440 mm. 297*100=29700. Делим на 440 равно 67,5%. Мы получили масштаб, который вводится в поле Image Size, предварительно изменив размерность этого поля на Percent и поставив галочку перерасчета размеров (Resample).

  4. 2monolithxxx

    А если речь об упаковках? Как правильно проставить размеры на макете развертки упаковки в Illustrator?

    • your-scorpion (Author)

      В идеале — никак.
      Размеры проставляются конструктором на развертке упаковки в специализированном СAD, например Esko ArtiosCAD, Arden Software ImpactCAD и так далее. В кореле также есть специальный инструмент.
      Если выходить за рамки Adobe Illustrator не хочется, есть серия плагинов. Я несколько лет назад использовал cadtools. Уверен, существуют и другие плагины.
      Либо можно проставлять ручками. Палка + палка + палка = стрелочка.

  5. flyiht86

    А как при экспорте из индизайна все картинки конвертнуть в CMYK?

    • your-scorpion (Author)

      При экспорте в pdf выставляем во вкладке output параметр convert to destination (preserve numbers).
      В destination выбираем нужный CMYK профиль.

      • igor_bezdetko

        Как сделать спуск полос в индизайне?!

        • your-scorpion (Author)

          Не рекомендую практиковать спуск полос в индизайне. Для этого есть специальные плагины к Acrobat Pro (quite, quark imposer и др.) и отдельные программы для спуска полос из PDF (signa, preps и др.).

            Но все же, в индизайне это делается следующим способом: File > Print Booklet (В СS и CS2 — InBooklet). Откроется окошко, настройки печати спрятаны в Current Settings.
            Настройки спуска полос

            Типы раскладывания страниц:
            2-up Perfect Bound — книга. Разбивается на несколько «тетрадок», внутри каждой свой спуск полос. Потом все это собирается в общий переплет.
            Consecutive — буклет-гармошка. Из отдельных страниц создаются развороты буклета с учетом фальцовки (сгиба).
            2-up Saddle Stitch — используется для небольших изданий, которые после печати сгибаются и сшиваются скрепкой.

          • aber_many

            Добрый день! Скажите пожалуйста, как можно скривить все шрифты в большой пдфке, я видела инструкцию в контакте, но не могу найти ссылку(((

          • your-scorpion (Author)

            В inDesign: рисуете прозрачный прямоугольник на новом слое, располагая этот слой ниже всех. Разгруппировываем все объекты, чтобы не потерять текст в группах. Далее идем в Edit->Transparency flattener presets и создаем новый пресет, я обычно использую следующие настройками:
             Настройки inDesign перевод шрифтов в кривые
            Типография вправе корректировать эти настройки.

            Далее идем в File-> Export-> Adobe PDF (print) и выставляем следующие настройки:
            General: Standard->none, Compatibility-> Acrobat 4 (PDF 1.3)
            Advanced: Transparency Flattener Preset: здесь выбираем пресет, который был создан чуть выше.

            Можно заранее продумать наличие прозрачных прямоугольников на новом слое при создании мастер-страниц. С помощью команды Create Outline вы также можете перевести все в кривые, но есть вероятность искажения обводки, пропадают ухищрения в стилях и странно выглядят сложные векторные объекты.

            В Acrobat Reader: добавляете Document-> Watermark-> Add-> Watermark в макет, в появившемся окне уводите прозрачность в 0% и вводите любой текст. Нажимаете ОК. Далее Advanced-> Print Production-> Flattener Preview, ставим чекбокс на convert to curve и применяем изменения. Способ, конечно, архаичный.

          • Artyom Birkle

            А в чем тогда делать спуск полос, если не в индизайне?

          • your-scorpion (Author)

            Существует много программ. Мне чаще всего приходилось работать с Preps.

  6. Александра

    Как правильно указывают, сначала ширину/высоту, или наоборот?

    • your-scorpion (Author)

      Во всех измерениях координат по Эйлеру будет всегда использоваться ШхВ.

  7. liveavatar

    Как лучше избавиться от прозрачности в PDF, типография ругается.

    • your-scorpion (Author)

      PDF Optimizer (в старых версиях Acrobat) или Save As Optimized PDF (в последних версиях), и обратите внимание на настройки Transparency Flattener. А лучше экспортировать по новой из той программы, где этот PDF верстался, а не пересохранять уже созданный PDF. Раньше был актуален Export/PostScript в Acrobat Reader, но последнее время сталкиваюсь с PDFками, которые Acrobat не способен экспортировать в PS. Так что, C’est la vie…

  8. Angelina_84

    Здравствуйте! Подскажите пожлалуйста! Я сделала кучу сканов с фотографий, и там видны печатные точки? от них можно избавиться, или при печати эти точки и будут использованы для новой печати?

    • your-scorpion (Author)

      Необходимо от этих точек избавляться, иначе будет муар. Плагины с функционалом Descreen вам помогут.
      Для облегчения работы плагину сканируйте на 600 dpi.

  9. Елена

    Как проверить печатный макет перед отправкой в типографию?

    • your-scorpion (Author)

      С помощью Adobe Acrobat Pro. Tools -> Print Production -> Output Preview.
      Нужно обратить внимание на пункт «Separations», в нем указаны цвета. Если вы найдете цвет, которого быть не должно, вы можете отключить отображение определенных цветов. Вы увидите, какие элементы нужно перекрасить. С помощью меню «Show» можно проверить, нет ли в макете элементов в RGB.
      Также можно проверить превышение предельного суммарного количества краски, поставив галочку «Total Area Coverage».

      В Illustrator можно быстро преобразовать все цвета с помощью Edit -> Edit colors… -> Convert to CMYK.
      В палитре Swatches нажать «Add Used Colors», и удалить все появившиеся лишние пантоны.

      • Natasha Nanook

        Спасибо за совет! Скажите, что делать если мне прислали на доработку PDF. Исходника нет, шрифтов тоже, при попытке открыть в иллюстраторе все превращается в крякозабры. Есть способ выйти из этой ситуации малой кровью?

        • your-scorpion (Author)

          Самый простой способ, который приходит на ум, это в нормальном акробате (не ридер) сохранить ваш PDF как PostScript. Полученный PS файл должен открыться иллюстратором без проблем со шрифтами. Но это не точно.
          Второй способ это использовать PitStop. Вместе с акробатом вы сможете внести большинство изменений без Illustrator.

          Можно преобразовать все в вектор и работать уже с ним. Чуть выше есть мой комментарий с инструкциями, как скривить все шрифты в большой пдфке.
          Либо в Illustrator использовать Object -> Flatten Transparency (100% вектор + текст в Outlines).

  10. Байсангур

    Добрый день. С меня для сдачи документов в архив потребовали фдку в формате PDF/A. Как правильно это сохранять, он отличается от обычной пдф?

    • your-scorpion (Author)

      PDF/A это архивный стандарт по ГОСТу. PDF/A идет с включенными в документ шрифтами, при этом файл лишен гиперссылок и мультимедийного контента, соответственно, такой документ можно будет открыть где и когда угодно.

      Этот формат может похвастаться статусом международного стандарта, основанного на ISO 19005:2005. Также существуют подформаты, такие как PDF/A-1a или PDF/A-1b. В России чаще просят PDF/A-1a. При создании и сохранении документа нужно учесть множество нюансов, но они легко фиксятся и редактируются.

      Сохранять PDF/A просто. В Acrobat: File -> Save As -> More Options -> PDF/A. В последних версиях акробата будет предложено сохранить сразу с поддержкой архивирования. Префлайт должен будет проверить ваш сохраненный документ и поставить заветную галочку о соответствии стандарту.

  11. Danich Huyanich

    Добрый день. Пытался отправить макет в типографию, векторная иллюстрация. Можете подсказать, типография сказала менеджеру что приложенные градиенты будут нелинейны. Что имелось ввиду?

    • your-scorpion (Author)

      Градиенты рисуются в линейном представлении: начало 0%, середина 50%, конец 100%. Если PostScript не поддерживает нативные градиенты, то они выводятся через набор полосок. Более того, при экспорте градиентов из некоторых программ градиенты также разбиваются на полоски. Но это растр, с растром проблем нет.

      А Ваш вопрос видимо в том, как будет пересчитано значение цвета в конкретной точке нативного градиента, и будут ли совпадать результирующие значения. Ответ на этот вопрос лежит в точности 8 и 16 бит. Диапазон 0..255 равен 8 бит. Можно набрать тысячу вариантов в диапазоне 0.0…100.0%, это уже 10 бит. На это накладываются особенности нашего восприятия цвета, линейная гамма при 8-битном кодировании дает избыточную точность в светах и недостаточную в тенях. Поэтому формально при конвертации 8bit(g=1) → 16bit(g=1) → 16bit(g=2.2) будет потеряно меньше градаций чем 8bit(g=1) → 8bit(g2.2), но потери составят градации в светах, где у линейных данных избыточная точность.

      Берем пример: много чистых градиентов под fogra39. Назначаем профиль печати, и линейные градиенты становятся нелинейными (Assign). Но если конвертировать (Convert to), то чистые градиенты не сохранятся, добавится грязь, хотя сохранится линейность. Для компенсации этого недостатка используется DeviceLink.

      Хотите избежать проблем, несите в типографию TIFF или даже PDF из Photoshop. Там везде 16 бит, лучше иметь избыточную точность по всему диапазону. Главное, не отнести PhotoShop EPS с примененным DCS (EPS-5).
      Еще есть много прочих нюансов цветовоспроизведения, такие как линеарализация, профилирование, гамма.

      Это был умный ответ на ваш вопрос, теория. На практике же вам придется как то технически решать проблему с нелинейностью и как следствие, полосатыми градиентами. Сделайте градиенты растровыми и добавьте на них шум. Шум лучше добавлять следующим способом:
      Создаете слой с заливкой серого цвета (CMYK C50 M50 Y50 K50), (RGB R128 G128 B128). Применяете add noise и ставите режим наложения soft light / overlay / hard light. Hard light добавит шум в каналы, в которых нет текущих цветов, soft/overlay не добавит.

      Аналогичным образом работает Use Dither (8-bit/channel images. При увеличении контраста изображения количество градаций цвета превышает 256, и мы начинаем видеть полоски на градиентах. Дизеринг вносит шум на контрастные границы, и после нескольких преобразований могут появиться неприятные артефакты в изображении. Поэтому изначально ведите работу только в 16 битах, и включайте галочку Use Dither в Color Settings лишь при финализации вашей работы.

  12. Гийденко Павел

    Добрый день! Скажите, есть ли удобный способ преобразовать pdf из индизайна в презентацию powerpoint? Спасибо!

  13. Jusfan

    Можете рассказать, что означает компенсировать Треппинг? Мне нужны самые простые практические способы треппинга элементов верстки в Иллюстраторе.

    • your-scorpion (Author)

      Треппинг это зазор между границами цветов, виной всему плохо настроенная приводка в печатающем устройстве.

      Я делаю треппинг в своих макетах 0,2 мм. Общее правило—треппинг равен половине линиатуры растра. Но все же, точные значения треппинга зависят от задачи. Зачастую достаточно использовать стандартный Effects—Pathfinder—Trap.

      Если делать ручками, то необходимо назначить stroke объекту (не важно, внутрь или наружу), и назначить overprint. Допустимо понижать прозрачность обводки, чтобы контур был незаметным. Это работает для общих случаев, но, например, мелкий белый текст на чёрном CMYK—задача более чем сложная для печатников, и описанный выше треппинг не поможет.

  14. Dmitry Dolgikh

    Здравствуйте! Скажите, а это возможно, создать свой профиль icc?

    • your-scorpion (Author)

      Да, это не особо сложно. В Photoshop -> Edit -> Color Settings…, и в выпадающем списке выбираете Custom CMYK. Настраиваете согласно вашим потребностям.


      Например, нам необходим ICC-профиль с параметрами Dot Gain: 18%. GCR. Предел чернил: 97%. Общий предел чернил: 310%.

      Многие из параметров расписаны в статье, допишу сюда кратко основные популярные параметры ICC:
      Ink Colors. Тут необходимо выбрать набор красок с учетом типа бумаги.
      Coated — мелованная бумага, Uncoated — немелованая бумага.
      Gray Ramp. Отвечает за роль разных красок в генерацию нейтрального серого цвета.
      Dot Gain или растискивание. Компенсация изменения размеров печатной точки на бумаге.
      UCA Amount. Отвечает за замену черной краски цветной.
      Black Generation. Управление диапазоном цвета, который можно заменить черной краской.
      Black Ink Limit. Общее ограничение черной краски.
      Separation Type. Если выбрать UCR, будут удаляться нижние цвета, при GCR идет замещение серого компонента.

  15. Dmitry Dolgikh

    Еще раз здравствуйте! столкнулся с проблемой, надеюсь, вы поможете мне ее решить. Есть много файлов в формате ворда, экселя, внутри графики. Пытаюсь перенести графики с помощью ctrl+C, ctrl+V, через PDF, но везде на выходе получаю крякозябры!

    Что это может быть? Работаю на маке.

    • your-scorpion (Author)

      Рекомендую использовать для создания PDF не дефолтный эпловский Quartz PDFContext, а Adobe Mac PDF Plug-in или схожий. Благодаря использованию Adobe Distiller, ваша проблема должна решиться.