Блог

Ответы на основные вопросы по полиграфии

  • Цветков Максим
  • 16.09.2012

Так вышло, что на данный момент очень часто мне приходится переподготавливать для печати чужие макеты. Основываясь на самых часто возникающих вопросах моих коллег, я решил написать статью, после прочтения которой вы должны уже сами понимать, как решать проблемы с печатью.

Как «работает» печать? Для печати используется цветовое пространство CMYK, это субтрактивная модель формирования цвета. CMYK состоит из четырёх цветов: голубой, маджента, жёлтый и чёрный. Важно понять, что аппаратные цифры CMYK не определяют цвет однозначно, для однозначного определения цвета существует Пантон (Pantone) — точный цвет. Используется для того, чтобы один и тот же цвет в разных типографиях не отличался по оттенку. Существуют готовые пантонники, по которым в типографиях сверяются с получающимся при печати цветом. Пантон это не номер цвета вида #djdjdj, он обычно представлен в виде «pantone 1967», смотрится не понятно. С помощью ухищрений можно узнать цвет пантона в таком виде: С 96 M 0 Y 72 K 0. Узнаёте CMYK? Но CMYK и пантоны это разные вещи. CMYK это команды плоттеру сколько какой краски надо выдать, соответственно CMYK это аппаратно-зависимые профиля, так как завязаны на красках и бумаге. Пантон — готовый цвет, от которого не выйдет отступить ни на шаг. К слову, у пантонов есть своя цветовая схема PMS, в Photoshop и Illustrator пантоны уже встроены, но на мониторе они всё равно отображаются у вас почти наверняка неверно.

Количество точек на дюйм

При печати также придется столкнуться с понятием «суммы красок». Если говорить не научно, то во время печати смешиваются краски, и чтобы при смешивании не получились грязные цвета, нельзя превышать предел определённой суммы красок. Обычно эта сумма колеблется от 280-320, точные значения вам должна сказать типография. Пример: если в CMYK-изображение ткнуть инструментом «пипетка», то можно получить такие цифры: С 83% + M 95% + Y 87% + Key 85% = 350%, при печати получится грязно, потому что у нас вышло больше 300% краски. Чтобы этого не произошло, нужно конвертировать изображение с помощью цветового профиля с ограничением суммы красок—TIL. Если типография говорит, что они настроили оборудование под, например, 370 TIL, то следует задуматься. Большие значения TIL зачастую не дают ни расширения цветового охвата в тенях, ни к увеличению контраста, а большое количество желтой краски в насыщенном черном приводит к осветлению картинки. Если печатать с параметрами TIL меньше 300, то урезается охват в глубоких тенях. НО! Для струйного принтера TIL=400 это норма. Если же говорить о суровой реальности, газеты верстают в CMYK с картинками в RGB, и пишут профилем типографии. При TIL = 240 и мелованной бумаге вполне адекватный подход. Если TIL ограничен, но нужно добиться глубокого черного оттенка, то приходится играться с комбинированием цветов. Например, черный цвет замешать в пропорциях 60-45-45-100, суммарно уложились в 250, уже не плохо.

Ровно по этой же причине нельзя делать плашку 4 см и более одной лишь черной краской, важно её сделать составным цветом. Офсет не позволяет равномерно распределить одну краску на большой площади, потому что непараллельность валов дает различный натиск. Безопасными значениями принято считать 60% 50% 40% 98% для черной плашки, максимально светлая 6% 5% 5% 7%. Как вы видите, черная краска доминирует для сглаживания оттенков цвета. Наиболее капризные в индустрии черно-зеленые плашки, за что спасибо нашим ещё не отмершим инстинктам распознания деталей в зеленой лесной чаще.

Еще один важный момент, некоторые типографии ограничивают диапазон на однку краску в 2-98%. Я предпочитаю не сотрудничать с такими типографиями, т.к. нормальное оборудование может воспроизвести и 1%, и 0.39% (1/255 в 8 битах). Обрезание на RIP всего, что меньше 2%, сильно сказывается на качестве телесных цветов, оно сильно падает из за резких тоновых границ.


DPI — количество точек на дюйм. Этот параметр зависит от задачи, которую будет выполнять картинка: чем ближе человек будет рассматривать ваш макет, тем больше должен быть параметр dpi. При просмотре с полуметра нужно использовать 300точек на дюйм (dpi), это классика, указанная во всех технических требованиях. В таком случае размер каждой точки = 1/300 дюйма (0,0846мм). Если мы хотим указать другое значение dpi, то помогут сориентироваться следующие значения:

50 dpi – 2 точки на мм.

72 dpi – 2,8 точки на мм.

75 dpi – 3 точки на мм.

100 dpi – 4 точки на мм.

150 dpi – 6 точки на мм.

225 dpi – 9 точек на мм.

Не надо ошибочно думать, что чем больше dpi, тем лучше качество изображения. Не всегда большой показатель dpi даёт качественный итоговый результат, а размер файла увеличивается. В рамках статьи про основы пре-пресса. Запоминаем первое: картинка для печати должна быть 300 dpi. С практикой вы поймете, для каких целей можно будет использовать и другие значения. Итак, у нас есть картинка, которая должна вписаться в см или мм. В итоге мы имеет три взаимосвязанные величины, размер в пикселях, размер в сантиметрах и разрешение. Разрешение это мера четкости деталей растрового изображения и исчисляется в пикселах на дюйм (ppi), для просмотра на мониторе это значение может быть любым, т.к. не сказывается на качестве. Но для печати это важный параметр, поэтому пока неизвестно устройство вывода, величину цифрового изображения можно оценить только по весу файла.

Без математики тут не разобраться: делаем в Photoshop изображение 10х10 см, 300 dpi. В Image Size видим размер 1181х1181 px, при условии Pixels/Inch, если выбрано Pixels/cm, то поменяйте. Считаем, 1181 px соответствует 10 см с разрешением 118,1 пикс/см, т.е. 299,974 пикс/дюйм (dpi). Либо 1181px с разрешением 300 пикс/дюйм дают нам 3,936(6) дюймов, т.е. 9,99913(3) см. Получается определенная не стыковка? Если почитать спецификации TIFF 6.0, то можно узнать, что в файл записываются размеры в пикселях и разрешение, а линейные размеры являются вычисляемым параметром. Но Photoshop не идеален, и точность линейных размеров в Photoshop для сантиметров — 2 знака после запятой, в результате 9,99913(3) см Photoshop показывает как 10 см (величина ошибки зависит от разрешения и размера картинки и может достигать 0,1 мм). И магия: если изменить размеры с 10 на 11 и тут же вернуть назад (без ресемплинга), то значение разрешения будет не 300 dpi, а заветные 299,974 dpi. Сразу возникает вопрос, что это за разрешение такое, 299,974 dpi, а не 300 dpi. В общем, особой роли эта разница не сыграет, так как RIPу важны лишь линейные размеры изображения и количество пикселей в ней. Но если вы перфекционист, используйте 254 dpi. Это соответственно 100 пикс./см, т.е. в Photoshop при точности задания размеров 0,01 см, при этом разрешении: 0,01 см = 1 пикс. Помним, что перфекционизм это намерение получить заведомо недостижимый результат.

Маленькая хитрость: хотите посмотреть на картинку в PDF в оригинальном размере? Если в Adobe Acrobat (в настройках, в разделе Page Display) установить разрешение 72 dpi (вместо дефолтных 99) то ПДФ на экране сразу начнет занимать нужное количество пикселов для веба.

Часто мы встречаем в тех. требованиях ещё такие вот загадочные символы: Eurostandart, Dot Gain 15%, Black Generation Light, Black Ink Limit 98%, Total Ink Limit 300%, UCA Amount 0% ну или что-то наподобие. Многие, конечно, игнорируют все эти непонятные закорючки и с невинной улыбкой на лице применяют цветовой профиль Fogra 39 или 27, в лучшем случае Fogra 51, даже не зная, будут ли использованы европейские краски и бумага типа 1. А что же мы игнорируем? Давайте разберёмся.

Как известно, из доступных в цветовой схеме CMYK 400% краски можно использовать на печати не более 320%, и это при условии, что лишь один цвет будет использован на 100%. Если при флексопечати или при работе с одноцветными плашками мы легко можем контролировать сумму красок, то в фотографиях можно встретить использование всех 400%. Как тут быть? Просто высветлять всё фото в 99% случаев не выход. Мы уже знаем, что для решения этой проблемы нужно применить цветовой профиль, который уменьшит параметр TIL. Тут то и происходит магия работы GCR и UCR. Эта «магия» называется «методы генерации чёрного при цветоделении».

Если в Photoshop перейти в настройки цвета и выбрать Custome CMYK, то откроется окно с настройками цветоделения. В нём можно указать максимальную суммарную плотность краски и много чего ещё. Oбо всём по порядку. Сначала разберёмся с основным: Separation type—GCR и UCR (Gray component replacement и UnderColor removal). Эти процедуры появились на свет с целью перевода значений C45 M45 Y45 в сторону K 45. Как результат, мы экономим краску.

Важно учитывать такой нюанс, что обычные (process) краски неидеально прозрачны, и порядок их нанесения играет определенную роль в финальном результате. Этот вопрос обычно всплывает на этапе цветоделения, где хорошо известно, что M+Y и Y+M – далеко не одно и тоже. Первый это «пионерский» красный, а второй малиновый. В хороших типографиях при печати офсета этот нюанс наложения двух красок (бинар) специально отслеживают. Самая проблемная краска желтый, она в офсете полупрозрачная и светлая, и способна осветлить итоговый результат печати.

UCR (Under color removal) данный метод занимается замещением CMY красок чёрной краской. Это действует в основном для областей фото, где процент суммарного содержания краски весьма высокий. Получаем на выходе мало чёрной краски, и красивые яркие цвета, но есть шанс потерять в контрастности. Грубо говоря, UCR — это изображение, нарисованное тремя красками CMY, с тенями, подчёркнутыми чёрной краской = замена CMY на ахроматический цвет в тенях.

GCR (GRAY COMPONENT REPLACEMENT) производит замену CMY красок на чёрную, замешанную с небольшим коэффицентом триадных красок. На выходе получаем изображение, напечатанное чёрной краской и разукрашенное тремя красками CMY. Для большинства работ предпочтительным является вариант GCR/ Этот метод включен по умолчанию, сохраняет хороший контраст и детализацию изображения. На слэнге GCR часто называют «тяжелой»
генерации черного.

Почему при выборе GCR становится доступно больше опций? Дело в том, что UCR это один из вариантов GCR, и такие пункты как «Black generation» и «UCA amount» в UCR попросту не нужны. Я советовал работать с GCR, поэтому давайте рассмотрим все настройки. Black generation (уровень генерации чёрной краски) становится активным при GCR. Если выбрать для Black Generation пункт Light, то это будет означать содержание чёрной краски в основном цвете не менее 40%. Вот значения с пояснениями:

Light – 40% и выше; много CMY и минимум чёрного (минимальная стабильность чёрного цвета, максимальный цветовой охват).
Medium — 20% и выше;
Heavy — 10% и выше;
Maximum 0% и выше; много чёрного и мало CMY. (в этом случае, черной краской будут замещаться даже однопроцентные «пачкающие» CMY). Прекрасный способ сэкономить дорогую цветную краску.

В UCR нет очевидного способа задать количество чёрного цвета, но по факту UCR близка к Light в 60%.

Screen Shot 2016-06-23 at 17.33.48

Далее в Custom CMYK обратите внимание на Dot gain (Растискивание) — это увеличение площади элементов печатного макета из-за впитывания краски бумагой. Принтер печатает точками краски, краска на бумаге растекается и получается результат отличный от ожидаемого. Растискивания не избежать, независимо от качества декеля, но можно компенсировать. Dot gain зависит от бумаги, которую мы планируем использовать, от свойств краски, оборудования, да вообще от всего. Варианты бумаги для выбора — Coated (мелованная), Uncoated (офсетная) и Newsprint (газетная бумага). Растискивание в 20-25% для офсета это ок. Для мелованной приемлемо 15%. Для газетной 35% это максимум. При этом нужно понимать, что насыщенность и контраст зависят от способа печати: на мелованной бумаге и то и другое втрое выше, чем на офсетной. А на принтере Epson WT7900 в три раза выше, чем на мелованной. Для максимального контраста черного цвета дизайнеры заказывают накат 2D или 10L по черной краске, что увеличивает растискивание и заодно насыщенность.

Помимо понятного растискивания в результате механических воздействий на красочный слой, существует понятие оптического растискивания. Черный цвет на бумаге поглощает больше света, чем желтый. Чем больше света отражается обратно на зрителя, тем меньше точки кажутся за счет восприятия.

Photoshop автоматически добавляет компенсацию при конвертации из RGB в CMYK с учетом мелованной/немелованной бумаги. Illustrator же не производит компенсацию для векторных фигур, поэтому вполне нормально ожидать чуть более темную картинку на печати, чем в Illustrator. Но не более 2%, если кривая компенсации на принтере нормально настроена.

Black Ink Limit – предел количества черной краски. Можно оставить и 100%, но лучше поставить 98%.

Total Ink Limit – предельное значение суммы всех красок. Обычно это 300%. По сути, это какой объем краски может удержать конкретная бумага. Чем больше краски, тем лучше цветовой охват.

UCA («Under color addition») – доступен только при типе цветоделения GCR и отвечает за дополнительное количество краски, которое останется при цветоделении CMY в нейтральных областях изображения. Проще: добавление CMY красок в пропорциях серого (чёрного) в теневые области на изображении. По умолчанию установлен ноль, повышение значение способствует увеличению плотности нейтральных областей. Грубо говоря, используется для того чтобы при использовании Heavy и Maximum тени не стали слишком серыми.

Важно запомнить, что выше описан процесс перевода изображения в CMYK. Это завершающий этап подготовки макета. Сохраняем в TIFF без сжатия (порядок следования битов под Windows), или в jpeg без компрессии (quality 12). Нужно быть уверенным в том, что дальнейшие размеры изображения не изменятся и качество останется 300ppi. Растровое изображение обрабатывается с осознанием того, что sRGB не может передать некоторые оттенки CMYK. Более того, на это в полной мере не способна даже AdobeRGB. Но всё же, для подготовки к печати используйте Adobe 1998 с внедренным профилем.

Картинки с качеством 300ppi могут весить очень много. Для исправления этого принято использовать сжатие ZIP. Оно не искажает изображения, качество фото не изменится, а результат вас обрадует (Pdf после экспорта весит 591 мб, Pdf после Distiller весит 137 мб). Также, до сих пор на рынке есть типографии, чей РИП ведет себя очень плохо с JPEG-сжатием. ZIP не панацея, чем больше непредсказуемых соседних пикселей будет в картинке, тем хуже будет результат сжатия.

Это всё хорошо, теперь вы знаете, какие параметры отвечают за какие процессы, и можете более менее контролировать итоговый результат. На этапе печати включаются дополнительные факторы, анилоксы, материал, монтажная лента, полимер. Задача дизайнера про это знать, и максимально упростить работу типографии, сделав качественное цветоделение. Давайте немного углубимся в теорию, в принципы растрирования в полиграфии. Каковы критерии для качественной печати, помимо CMYK 300dpi? Пространственная частота, форма точки и угол поворота. Вот эти три фактора и влияют на качество отпечатанного материала.


Линатура, dpi, растр (Пространственная частота). Для понимания давайте углубимся в историю: растеризация впервые была использована в середине 19-го века. В те времена макбуков еще не существовало, поэтому изображение воспроизводилось с помощью стеклянной пластины с множеством выгравированных тонких линий, которая размещалась на листке фоточувствительной бумаги. Через саму фотографию проецировался свет, и на листе засвечивались определённые участки. Темные области становились набором больших точек, светлые – набором точек меньше. За счёт больших и маленьких точек создавался эффект оттенков, и данный принцип растеризации до сих пор работает, с небольшими изменениями. То есть да, печатная картинка состоит из точек (не путать с пикселями!). Даже софтверная растеризация на ассемблере, в целом, работает аналогично.

Основная проблема и задача для принтера это как одной чёрной краской печатать сотни серых оттенков, и четырьмя красками напечатать миллионы цветов. Для печати цифрового изображения, его нужно преобразовать в бинарную форму, т.к. печатное устройство имеет двоичный выход. Это делает РИП (RIP raster image processor). Он преобразует пиксели в точки. Один из критериев хорошего RIP это наличие Adobe PDF Print Engine (APPE), а PostScript это танцы с бубном.

Плотность растра (пространственная частота) определяет плотность сетки, и соответственно, детализацию финального изображения. Плотность растра измеряется в линиях на дюйм (lpi). Чем больше значение lpi, тем более высокого качества изображение. Правда, выше печатных возможностей техники не прыгнешь. Зависит пространственная частота картинки (растра) от следующих критериев: технология печати, тип документа и характеристики печатного оборудования.

Из универсальных значений: для высококачественной рекламы, художественных репродукций высокого класса и вообще шикарной полиграфии рекомендуется использовать значение 300 lpi. Информативные бюллетени и т.п. стерпят и 80-100 lpi, газеты — 133 lpi. Потребительские журналы, каталоги, обложки дисков, глянцевая реклама для почтовых ящиков — 150, 175 lpi. И, как всегда, подробности узнаём в конкретной типографии. Если использует глянцевые материалы для наружки, то помним, что глянец отражает свет и кажется более светлым. Матовые же поглощают свет и кажутся более темными.

Допустим, у нас есть изображение 300 dpi (точек на дюйм) и у каждой точки есть 256 градаций каждого цвета. Зачастую станки заточены под печать в 175 lpi, с применением коэффициента 1,7. Получаем желанные 300 dpi. (175*1,7=297,5.). Но это не значит, что другие значения dpi — плохо. Такие числа приводят к муару, но иногда результат фотовывода может оказаться даже лучше чем 300dpi. Есть такое небольшое правило, которое мне шепнул на ушко один гуру: для сохранения деталей лучшее значение — 300 dpi, а если очень важны особо-гладкие грани объектов, 360 или 600dpi. 300 dpi самое универсальное значение только потому, что основной критерий оценки качества это детализация изображения.

В реальной жизни ситуация с офсетом бывает разной, не смотря на всю теорию из статей и учебников. Для относительно хорошей печати, c высокой линиатурой, оборудование должно уметь в 150-175 lpi, соответственно, у картинки должно быть 240-350 ppi. Но если говорить про черно-белые гравюры, отсканировать их с 2400 ppi и 1200 ppi, отретушировать, потом вывести экспериментальные пленки, пластины и сделать пробные оттиски, и сравнить полученные копии с оригиналом, то почти всегда будет видна разница в пользу 2400 ppi. Хотя везде написано, что выше 1200 ppi нет смысла сканировать, только вес картинки вырастет. А вот в случае с гравюрами нужное разрешение офсетных пластин в районе 2500 lpi. Поэтому, при определенном везении, удастся поработать и с 5000 dpi, и даже с 12000 dpi. Для сканирования я использую NAPS2, всем рекомендую.

И сама краска в офсете замешивается в последовательности KCMY, основываясь на вязкости краски. Cамая вязкая краска — черная, наименее вязкая —  желтая. У каждой краски свои параметры липкости и вязкости, самая вязкая наносится первой.

Сама же аббревиатура dpi понимается так: 300 dpi это информация устройству вывода, что каждая точка в этом изображении должна занять одну трехсотую дюйма (1 см = 0,394 дюйма). Количество точек, которое можно разместить на горизонтальный дюйм – это показатель, сколько из 256 оттенков для каждого канала CMYK можно распечатать.

Если брать пример с чёрным цветом, то 0 точка будет означать белый цвет, 256 точка – черный. 120 точка – такой нейтральный серый цвет. До 256 оттенков одного цвета в каждой ячейке. На отрастрированном изображении не может быть полутонов, краска или есть или нет, как прозрачность в gif. Толщина краски не регулируется, мы можем управлять лишь размером точек.

Исходя из всего вышесказанного, получаем определение растрирования – перегон пикселей в точки. Главное в растрировании это сделать результат растрирования невидимым глазу, создать иллюзию гладкого непрерывного цвета.


Угол растра. Картинка это сетка, и сетка умеет вращаться под определённым углом, каждый из цветов CMYK может вращаться по-своему. Угол растра это набор углов, по которым располагаются друг к другу линии из точек растра. От этого параметра зависит, будет ли резать глаза или нет сетка на итоговом изображении (муар).

По умолчанию угол поворота для серых тонов – 45 градусов. Для всего CMYK – 105 голубой, 75 пурпурный, 90 жёлтый и 45 чёрный. На практике можно встретить правило +-7.5 градусов и углы наклона голубой 7.5, пурпурный 67.5, жёлтый 82.5 и чёрный 37.5. Все четыре точки CMYK вместе формируют что-то вроде розочки. При ненадлежащей ориентации растровых структур появляться муар. Но даже если хорошо постараться и подобрать нужные углы растра, цветные участки всё равно будут грешить «розетками». Муар может быть виден не только на краях элементов дизайна, но и сплошных залитых плашках.

Работают углы по следующему принципу: человеческий глаз реагирует на угол поворота, при условии, что угол не совпадает с горизонтальной или вертикальной линией. 45 градусов это самый приемлемый компромисс, но если в итоговом макете нужно подчеркнуть именно диагональные линии, то 45 градусный угол может выявить зубчатость (очень часто с этим сталкивался в начале работы). Жёлтый цвет к зубчатости наименее восприимчив.

Форма точки – при низких пространственных частотах форму точки легко можно разглядеть. Возьмите почти любую рекламу из почтового ящика и присмотритесь – вы увидите эти точки, этот ужасный муар. В основном используются круглые, для чётких рисунков – квадратные точки. Существует ещё множество форм точки, ромбики, овалы, и многие другие.

По умолчанию используются точки, которые меняют свою форму: в светлых и тёмных областях точки круглые, в средних – квадратные. Квадратные точки используются для лучшей детализации. Менять этот алгоритм могут только неоспоримые, опытные и клинически фанатичные профессионалы печатного дела.

Если вы запутались, сбили все настройки в Photoshop, то есть простой способ все сделать хорошо. В Color Settings достаточно выбрать Europe Prepress 3 или Europe General Purpose 3, отличие только в профиле  RGB. sRGB для плохих мониторов с пониманем, какую часть охвата CMYK мы теряем, adobeRGB для классных мониторов с соответствующим цветовым охватом.

Rock and Roll, товарищи.

91 комментарий

  1. Алина

    19.04.2013

    Фундаментально. Нам в вузе три месяца об этом рассказывали, но по учебникам. Вы описали всё более простым языком, удалось кое что лучше понять)

  2. yanuaria

    13.04.2015

    Я увидела в описании профилей такие слова как «Black length» и «black width», что это?

    • your-scorpion

      13.04.2015

      «Black length» и «black width»—параметры генерации черной краски. Грубо говоря, момент начала замещения цветных красок черной и сила увеличения количества черной краски. И то и другое работает по тону изображения.
      Для понимания: в статье я писал, что параметр Black Generation доливает цветных красок в тени, так вот, введен он из-за используемого фотошопом кривого алгоритма генерации черной краски. У рекомендуемых мной профилей ECI черная краска генерируется примерно, как в фотошопе при настройках GCR medium, UCA Amaund -20%

      • yanuaria

        13.04.2015

        Спасибо! А есть стандарты в этих профилях? Если мне необходимо готовить макет под разные виды печати?

        • your-scorpion

          13.04.2015

          Стандарты есть, насколько мне известно, основных три: SWOP, японская печать и евротриада. Основное отличие между ними в используемых красках. Красный из евротриады не такой, как красный из японской печати. Это важно учитывать, беря процентные соотношения красок с забугорных источников информации. Производители соблюдают все правила строго внутри каждого стандарта. Это про офсет.

          Если речь о цифровой печати, там конвертация из профиля CMYK в профиль печатного устройства есть всегда. Адобовские профиля прекрасно подойдут на выбор входного профиля, но всегда лучше уточнить в типографии, какой профиль брать. Если вам нужны все виды печати, то создаете мастер-макет в adobeRGB, и конвертируете под каждый вид печати.

  3. pandylka

    13.04.2015

    Есть ли способы измерить реальный размер печатной картинки в фотошопе?

    • your-scorpion

      13.04.2015

      Для каких целей, если не секрет? Вкратце: убедитесь, что у вас разрешение картинки 300ppi и без галочки Resample (отвечает за пересчитывание размера). Выбираете инструмент Ruler Tool и измеряете нужный участок картинки, смотря на палитру Info. Там и будет указаны интересующие вас размеры. В калькуляторе введите требуемый размер итоговой печатной продукции, и умножите на сто, получившееся значение разделить на значение из палитры Info. И не забывайте обращать внимания на единицы измерения.

      Пример: требуемая высота листовки 297 mm, текущее значение из палитры info = 440 mm. 297*100=29700. Делим на 440 равно 67,5%. Мы получили масштаб, который вводится в поле Image Size, предварительно изменив размерность этого поля на Percent и поставив галочку перерасчета размеров (Resample).

  4. 2monolithxxx

    20.04.2015

    А если речь об упаковках? Как правильно проставить размеры на макете развертки упаковки в Illustrator?

    • your-scorpion

      20.04.2015

      В идеале — никак.
      Размеры проставляются конструктором на развертке упаковки в специализированном СAD, например Esko ArtiosCAD, Arden Software ImpactCAD и так далее. В кореле также есть специальный инструмент.
      Если выходить за рамки Adobe Illustrator не хочется, есть серия плагинов. Я несколько лет назад использовал cadtools. Уверен, существуют и другие плагины.
      Либо можно проставлять ручками. Палка + палка + палка = стрелочка.

  5. flyiht86

    22.04.2015

    А как при экспорте из индизайна все картинки конвертнуть в CMYK?

    • your-scorpion

      22.04.2015

      При экспорте в pdf выставляем во вкладке output параметр convert to destination (preserve numbers).
      В destination выбираем нужный CMYK профиль.

      • igor_bezdetko

        23.04.2015

        Как сделать спуск полос в индизайне?!

        • your-scorpion

          23.04.2015

          Не рекомендую практиковать спуск полос в индизайне. Для этого есть специальные плагины к Acrobat Pro (quite, quark imposer и др.) и отдельные программы для спуска полос из PDF (signa, preps и др.).

            Но все же, в индизайне это делается следующим способом: File > Print Booklet (В СS и CS2 — InBooklet). Откроется окошко, настройки печати спрятаны в Current Settings.
            Настройки спуска полос

            Типы раскладывания страниц:
            2-up Perfect Bound — книга. Разбивается на несколько «тетрадок», внутри каждой свой спуск полос. Потом все это собирается в общий переплет. В идеале, должен быть шитый переплет, он надежный и удобный. Толстые книги принято шить. Но это дороже.
            Consecutive — буклет-гармошка. Из отдельных страниц создаются развороты буклета с учетом фальцовки (сгиба).
            2-up Saddle Stitch — используется для небольших изданий, которые после печати сгибаются и сшиваются скрепкой.

            Помним, что количество страниц обязательно должно быть кратно 4 (скрепка). Но также встречается краткость 2(термоклей, пружина) и 16.

          • aber_many

            22.06.2016

            Добрый день! Скажите пожалуйста, как можно скривить все шрифты в большой пдфке, я видела инструкцию в контакте, но не могу найти ссылку(((

          • your-scorpion

            22.06.2016

            В inDesign: рисуете прозрачный прямоугольник на новом слое, располагая этот слой ниже всех. Разгруппировываем все объекты, чтобы не потерять текст в группах. Далее идем в Edit->Transparency flattener presets и создаем новый пресет, я обычно использую следующие настройками:
             Настройки inDesign перевод шрифтов в кривые
            Типография вправе корректировать эти настройки.

            Далее идем в File-> Export-> Adobe PDF (print) и выставляем следующие настройки:
            General: Standard->none, Compatibility-> Acrobat 4 (PDF 1.3)
            Advanced: Transparency Flattener Preset: здесь выбираем пресет, который был создан чуть выше.

            Можно заранее продумать наличие прозрачных прямоугольников на новом слое при создании мастер-страниц. С помощью команды Create Outline вы также можете перевести все в кривые, но есть вероятность искажения обводки, пропадают ухищрения в стилях и странно выглядят сложные векторные объекты.

            В Acrobat Reader: добавляете Document-> Watermark-> Add-> Watermark в макет, в появившемся окне уводите прозрачность в 0% и вводите любой текст. Нажимаете ОК. Далее Advanced-> Print Production-> Flattener Preview, ставим чекбокс на convert to curve и применяем изменения. Способ, конечно, архаичный.

          • Artyom Birkle

            13.02.2017

            А в чем тогда делать спуск полос, если не в индизайне?

          • your-scorpion

            13.02.2017

            Существует много программ. Мне чаще всего приходилось работать с Preps.

  6. Александра

    02.06.2015

    Как правильно указывают, сначала ширину/высоту, или наоборот?

    • your-scorpion

      02.06.2015

      Во всех измерениях координат по Эйлеру всегда будет использоваться ШхВ.

  7. liveavatar

    16.07.2015

    Существует ли безболезненный способ избавиться от прозрачности в PDF, типография ругается.

    • your-scorpion

      16.07.2015

      PDF Optimizer (в старых версиях Acrobat) или Save As Optimized PDF (в последних версиях), и обратите внимание на настройки Transparency Flattener. А лучше экспортировать по новой из той программы, где этот PDF верстался, а не пересохранять уже созданный PDF. Раньше был актуален Export/PostScript в Acrobat Reader, но последнее время сталкиваюсь с PDFками, которые Acrobat не способен экспортировать в PS. Так что, C’est la vie…

  8. Angelina_84

    16.11.2015

    Здравствуйте! Подскажите пожлалуйста, есть проблема. Я сделала кучу сканов с фотографий, и там видны печатные точки, про которые вы пишете. от них можно избавиться, или при печати эти точки и будут использованы для новой печати?

    • your-scorpion

      16.11.2015

      Необходимо от этих точек избавляться, иначе будет муар. Плагины с функционалом Descreen вам помогут.
      Для облегчения работы плагину сканируйте фото на 600 dpi.

  9. Елена

    22.01.2017

    Как проверить печатный макет перед отправкой в типографию?

    • your-scorpion

      22.01.2017

      С помощью Adobe Acrobat Pro. Tools -> Print Production -> Output Preview.
      Нужно обратить внимание на пункт «Separations», в нем указаны цвета. Если вы найдете цвет, которого быть не должно, вы можете отключить отображение определенных цветов. Вы увидите, какие элементы нужно перекрасить. С помощью меню «Show» можно проверить, нет ли в макете элементов в RGB.
      Также можно проверить превышение предельного суммарного количества краски, поставив галочку «Total Area Coverage».

      В Illustrator можно быстро преобразовать все цвета с помощью Edit -> Edit colors… -> Convert to CMYK.
      В палитре Swatches нажать «Add Used Colors», и удалить все появившиеся лишние пантоны.

      • Natasha Nanook

        05.05.2017

        Спасибо за совет! Скажите, что делать если мне прислали на доработку PDF. Исходника нет, шрифтов тоже, при попытке открыть в иллюстраторе все превращается в крякозабры. Есть способ выйти из этой ситуации малой кровью?

        • your-scorpion

          05.05.2017

          Самый простой способ, который приходит на ум, это в нормальном акробате (не ридер) сохранить ваш PDF как PostScript. Полученный PS файл должен открыться иллюстратором без проблем со шрифтами. Но это не точно.
          Второй способ это использовать PitStop. Вы сможете внести большинство изменений без Illustrator, используя интерфейс Acrobat.

          Можно преобразовать все в вектор и работать уже с ним. Чуть выше есть мой комментарий с инструкциями, как скривить все шрифты в большой пдфке.
          Либо в Illustrator использовать Object -> Flatten Transparency (100% вектор + текст в Outlines).

  10. Байсангур

    09.02.2017

    Добрый день. С меня для сдачи документов в архив потребовали фдку в формате PDF/A. Как правильно это сохранять, он отличается от обычной пдф?

    • your-scorpion

      09.02.2017

      PDF/A это архивный стандарт по ГОСТу. PDF/A идет с включенными в документ шрифтами, при этом файл лишен гиперссылок и мультимедийного контента, соответственно, такой документ можно будет открыть где и когда угодно.

      Этот формат может похвастаться статусом международного стандарта, основанного на ISO 19005:2005. Также существуют подформаты, такие как PDF/A-1a или PDF/A-1b. В России чаще просят PDF/A-1a. При создании и сохранении документа нужно учесть множество нюансов, но они легко фиксятся и редактируются.

      Сохранять PDF/A просто. В Acrobat: File -> Save As -> More Options -> PDF/A. В последних версиях акробата будет предложено сохранить сразу с поддержкой архивирования. Префлайт должен будет проверить ваш сохраненный документ и поставить заветную галочку о соответствии стандарту.

  11. Danich Huyanich

    27.02.2017

    Добрый день. Пытался отправить макет в типографию, векторная иллюстрация. Можете подсказать, типография сказала менеджеру что приложенные градиенты будут нелинейны. Что имелось ввиду?

    • your-scorpion

      27.02.2017

      Градиенты рисуются в линейном представлении: начало 0%, середина 50%, конец 100%. Если PostScript не поддерживает нативные градиенты, то они выводятся через набор полосок. Более того, при экспорте градиентов из некоторых программ градиенты также разбиваются на полоски. Но это растр, с растром проблем нет.

      А Ваш вопрос видимо в том, как будет пересчитано значение цвета в конкретной точке нативного градиента, и будут ли совпадать результирующие значения. Ответ на этот вопрос лежит в точности 8 и 16 бит. Диапазон 0..255 равен 8 бит. Можно набрать тысячу вариантов в диапазоне 0.0…100.0%, это уже 10 бит. На это накладываются особенности нашего восприятия цвета, линейная гамма при 8-битном кодировании дает избыточную точность в светах и недостаточную в тенях. Поэтому формально при конвертации 8bit(g=1) → 16bit(g=1) → 16bit(g=2.2) будет потеряно меньше градаций чем 8bit(g=1) → 8bit(g2.2), но потери составят градации в светах, где у линейных данных избыточная точность.

      Берем пример: много чистых градиентов под fogra39. Назначаем профиль печати, и линейные градиенты становятся нелинейными (Assign). Но если конвертировать (Convert to), то чистые градиенты не сохранятся, добавится грязь, хотя сохранится линейность. Для компенсации этого недостатка используется DeviceLink.

      Хотите избежать проблем, несите в типографию TIFF или даже PDF из Photoshop. Там везде 16 бит, лучше иметь избыточную точность по всему диапазону. Главное, не отнести PhotoShop EPS с примененным DCS (EPS-5).
      Еще есть много прочих нюансов цветовоспроизведения, такие как линеарализация, профилирование, гамма.

      Это был умный ответ на ваш вопрос, теория. На практике же вам придется как то технически решать проблему с нелинейностью и как следствие, полосатыми градиентами. Сделайте градиенты растровыми и добавьте на них шум. Шум лучше добавлять следующим способом:
      Создаете слой с заливкой серого цвета (CMYK C50 M50 Y50 K50), (RGB R128 G128 B128). Применяете add noise и ставите режим наложения soft light / overlay / hard light. Hard light добавит шум в каналы, в которых нет текущих цветов, soft/overlay не добавит.

      Аналогичным образом работает Use Dither (8-bit/channel images). При увеличении контраста изображения количество градаций цвета превышает 256, и мы начинаем видеть полоски на градиентах. Дизеринг вносит шум на контрастные границы, и после нескольких преобразований могут появиться неприятные артефакты в изображении. Поэтому изначально ведите работу только в 16 битах, и включайте галочку Use Dither в Color Settings лишь при финализации вашей работы.

  12. Гийденко Павел

    12.04.2017

    Добрый день! Скажите, есть ли удобный способ преобразовать pdf из индизайна в презентацию powerpoint? Спасибо!

  13. Jusfan

    19.06.2017

    Можете рассказать, что означает компенсировать Треппинг? Мне нужны самые простые практические способы треппинга элементов верстки в Иллюстраторе.

    • your-scorpion

      19.06.2017

      Треппинг это зазор между границами цветов, визуально это дополнительные цвета на границах контрастных объектов. Виной необходимости такого костыля служит плохо настроенная приводка в печатающем устройстве из-за расхождения печатных пластин.

      Я делаю треппинг в своих макетах 0,2 мм. Общее правило—треппинг равен половине линиатуры растра. Но все же, точные значения треппинга зависят от задачи. Зачастую достаточно использовать стандартный Effects—Pathfinder—Trap.

      Если делать ручками, то необходимо назначить stroke объекту (не важно, внутрь или наружу), и назначить overprint. Допустимо понижать прозрачность обводки, чтобы контур был незаметным. Это работает для общих случаев, но, например, мелкий белый текст на чёрном CMYK—задача более чем сложная для печатников, и описанный выше треппинг не поможет.

  14. Dmitry Dolgikh

    11.07.2017

    Здравствуйте! Скажите, а это возможно, создать свой профиль icc из фотошопа, чтоб не учить какой то новый сложный софт?

    • your-scorpion

      11.07.2017

      Да, это не особо сложно. В Photoshop -> Edit -> Color Settings…, и в выпадающем списке выбираете Custom CMYK. Настраиваете согласно вашим потребностям.


      Например, нам необходим ICC-профиль с параметрами Dot Gain: 18%. GCR. Предел чернил: 97%. Общий предел чернил: 310%. На скрине выбран профиль для Штатов.

      Многие из параметров расписаны в статье, допишу сюда кратко основные популярные параметры ICC:
      Ink Colors. Тут необходимо выбрать набор красок с учетом типа бумаги.
      Coated — мелованная бумага, Uncoated — немелованная бумага.
      Gray Ramp. Отвечает за роль разных красок в генерацию нейтрального серого цвета.
      Dot Gain или растискивание. Компенсация изменения размеров печатной точки на бумаге.
      UCA Amount. Отвечает за замену черной краски цветной.
      Black Generation. Управление диапазоном цвета, который можно заменить черной краской.
      Black Ink Limit. Общее ограничение черной краски.
      Separation Type. Если выбрать UCR, будут удаляться нижние цвета, при GCR идет замещение серого компонента.

      Photoshop пусть и умеет строить профили цветоделения, но делает это весьма плохо. Я бы смотрел в сторону Color Toolbox и i1Profiler. Более бюджетный вариант ArgyllCMS.

      Но если взялись за Photoshop, то помимо него понадобятся ColorLab для нахождения значения гамма-функции монитора и ICCInspector для просчета значений цветовых координат основных колорантов монитора.

  15. Dmitry Dolgikh

    14.07.2017

    Еще раз здравствуйте! столкнулся с проблемой, надеюсь, вы поможете мне ее решить. Есть много файлов в формате ворда, экселя, внутри графики. Пытаюсь перенести графики с помощью ctrl+C, ctrl+V, через PDF, но везде на выходе получаю крякозябры!

    Что это может быть? Работаю на маке.

    • your-scorpion

      14.07.2017

      Рекомендую использовать для создания PDF не дефолтный эпловский Quartz PDFContext, а Adobe Mac PDF Plug-in или схожий. Благодаря использованию Adobe Distiller, ваша проблема должна решиться.

  16. Artem Gansior

    27.11.2017

    Подскажите, у меня никак не получается открыть EPS файл иллюстратором, пишет ошибку Illegal operand error — can’t open file. Файл убит, или есть шанс его спасти?

    • Цветков Максим

      27.11.2017

      В таких случаях обычно помогает создать новый документ, и поместить в него ваш файл командой Place. После этого Object -> Flatten Transparency с настройками по умолчанию, и удаляете обтравочную маску.

      Либо попробуйте пройтись по древней цепочке Adobe Acrobat -> пересохраняете ваш файл в PDF -> полученный файл открываете в Corel Draw -> сохраняете как .Ai.

  17. Oleg Luchanso

    04.12.2017

    Заметил, что после экспорта крупных макетов целые числа становятся дробными. Холст 600х600мм при экспорте в tiff становится 600.45. Где это можно отключить?

    • Цветков Максим

      04.12.2017

      На самом деле, в статье есть ответ на ваш вопрос. Вы задаете размер в миллиметрах, но растровый файл состоит из пикселей, а они неделимая величина. Если перевести 1/300 целых долей дюйма в миллиметры, то получите разрешение файла. Если критично важно выгнать именно Tiff без дробных чисел, то задавайте разрешение в dpm, а не dpi. Но, на мой взгляд, это излишний перфекционизм для печатных файлов такого размера. Общая идея: указать целое число пикселей на миллиметр, 254 или 512 ppi.

  18. Igor Kambarov

    05.12.2017

    Объясните непонимающему. Пантон это же сплошной цвет, правильно? Как его можно использовать в фото? или он умеет печататься с прозрачностью?

    • Цветков Максим

      05.12.2017

      Это нерешаемая задача, покрасить изображение с полутонами с помощью Pantone, который бы на 100% был похож на эталонный цвет. Нужно учитывать trapping (наложения красок) и изменение тона при растрировании смесевой краски (автотипная разбелка).
      Если задача просто сделать пантон с прозрачностью на цветном фоне, то оверпринтом. Если фон тёмный, то его печатать поверх светлого пантона. Плавного перехода от пантона к обычной краске добиваться с помощью треппинга.

      Технически вам просто нужно сделать маску: выделить весь диапазон нужного цвета можно в панели каналов по Ctrl + клик по каналу, и далее Ctrl + Alt/Shift + клик по другому каналу для вычитания/сложения выделения. Очень внимательно проверяете границы выделения, с учетом последовательности наложения краски и треппинга. Создаете новый канал и назначаете ему Spot color, который очень важно проверить в Adobe Acrobat Pro.

      С точки зрения Photoshop любой spot это плашечный цвет, под которым нет краски. Он не умеет смешивать базовые спот-цвета в заданной нами пропорции. Такие операции делаются в другом софте.

      • Irina Struk

        30.11.2018

        Какой пантон максимально черный? Читал что это Black 6 U, но на печати он отдает синим оттенком…

        • Цветков Максим

          30.11.2018

          Любой глубокий черный цвет это смесь черного с другими цветами, поэтому оттенки неизбежны. Хорошим выбором в большинстве случаев является 433 C в два слоя. И глубокий анилокс. И если типография скажет, что лак затемнит черный, то не верьте им. Лак всегда осветляет темные цвета.

      • Евгений Мелкий

        27.06.2019

        Я правильно понимаю что оверпринт 20% поверх 60% в результате будет 60% а не 80%?

        • Цветков Максим

          27.06.2019

          Overprint не суммирует, в отличии от Multiply, который суммирует черный. И на практике overprint 20% поверх 60% = 20%. А для дырок в лаке используется прием overprint 0% поверх 100% = 0%, получается плашечный цвет.

          Думаю, важно сказать что существует два вида оверпринта: OPM 0 и OPM 1. На примере Illustrator: Standard overprint mode (OPM 0) и Illustrator overprint mode (OPM 1). Отличаются способом обработки CMYK-цветов с нулевыми значениями. Если у объекта уровнем выше yellow=0 и указан OPM 1, то соответствующий процент желтой краски в объекте ниже будет удален. Если указать OPM 1, то никакого воздействия на цвет объектан иже производиться не будет.

          И если проблемы с отображением пантонов в Illustrator, надо включить Overprint preview для эмуляции Lab. Иначе редактор эмулирует CMYK для пантонов.

  19. Виталик

    09.04.2018

    Как рассчитать размер изображения в дюймах, если у меня есть высота/ширина картинки и значение ppi.

    • Цветков Максим

      09.04.2018

      Photoshop это сделает за вас. Но общие значения для понимания такие:
      600ppi: 3000 pixels / 600 pixels per inch = 5 inches
      2000 pixels / 600 pixels per inch = 3.33 inches

      300ppi: 3000 pixels / 300 pixels per inch = 10 inches
      2000 pixels / 300 pixels per inch = 6.667 inches

      150ppi: 3000 pixels / 150 pixels per inch = 20 inches
      2000 pixels / 150 pixels per inch = 13.33 inches

      72ppi: 3000 pixels / 72 pixels per inch = 41.67 inches
      2000 pixels / 72 pixels per inch = 27.78 inches

  20. Вова

    18.04.2018

    Подскажите как порезать обратно спуск полос! Книга на 800 страниц, исходника не сохранилось((((

    • Цветков Максим

      18.04.2018

      Если бы страниц было не очень много, я бы рекомендовал с помощью Place расположить в inDesign и перевывести постранично, направляющие решат вопрос с точным позиционированием. Но…

      Первое, что приходит на ум, это PDF Toolbox.

      А потом Quite Imposing -> Shuffle pages. Насколько я помню, в Quite Imposing тоже можно порезать, но под рукой нет.

      Либо в Acrobat:
      1. Продублировать файл, сделать Documents > Crop Pages, оставив только четные/нечетные страницы, и выгнать постранично с помощью Document > Extract Pages в разные папки.
      2. С помощью Total Commander преобразовываем четные файлы из page1, page2, page 3 в 001, 003, 005 с помощью параметров счетчика для одной выгрузки, и 002, 004, 006 для другой.
      3. И в Acrobat выполнить File > Combine > Merge Files into a Single PDF.

      Также, существует скрипт для Adobe Acrobat, SplitPages.js. Закидываете его в Program Files\Adobe\Acrobat 9.0\Acrobat\JavaScript.

  21. вв

    09.06.2018

    Здравствуйте! Проконсультирйте пожалуйста. Отдал дизайн в типографию, пришел тираж, и качество оставляет желать лучшего. Вокруг темных объектов видны цветные точки CMYK. В типографии говорят, что 300 dpi cmyk недостаточно и в наших макетах не учтены lpi и ppi. Я сильно путаюсь в этих понятиях, можете подробнее рассказать, пожалуйста.

    • Цветков Максим

      09.06.2018

      Разрешение считают в dpi, ppi, lpi, это все дюймы. Ваша путанница в обозначениях dpi и ppi понятна, в разных источниках дается разрозненная информацию. Обычно и dpi и ppi обозначают выходное разрешение иллюстрации. Для файлов принято использовать ppi (пикселей на дюйм), для устройств — dpi (точкек на дюйм). Требования могут выглядеть следующим образом: при 1200 dpi, 85-110 lpi линиатура, разрешение цифрового изображения 150-200 ppi. У цифровых плоттеров разрешение 720 dpi, в большинстве случаев.

      lpi (линий на дюйм) это линиатура растра. Количество рядов точек, которые будут перенесены на печатную пластину на единицу длины. Дискретный сигнал увеличивается в два раза, и при 75 lpi разрешением для печати будет 150 dpi. Если делать поправку на плохое зрение человека, то увеличивать надо на 1.5, а не на 2. В этом случае для линиатуры в 75 lpi разрешение картинки будет 112 dpi. Разная линатура это разная кривая тонопередачи, цвет может сильно осветляться. Линиатура это формальный технологический параметр, анилокосовый вал на 1000 и на 1500 lpi дадут схожую оптическую плотность плашки и растискивание.

      Для роскошного качества используется 300 lpi.
      Для обычной качественной полиграфии, вроде обложек или художественных каталогов подойдет 170-200 lpi.
      Обычное журнальное качество и листовки 133-170 lpi.
      Офсетная бумага (книги, бланки) 85-120 lpi.
      Для газет 75-133 lpi.

      Это теория. На практике в типографиях часто уверяют, что есть валы на 200 lpi, а на деле оборудование может только в 175 lpi. Проверить это можно только при личном визите в типографию, я один раз приехал и собственными руками подкручивал убитые валы, иначе получался страшный муар. Валы тоже могут отличаться, существуют традиционные с объёмом 3,1 см3/м2 и новые 5,4 см3/м2. Лучший способ избежать таких проблем: не работать с типографиями, которые выдают тираж низкого качества.

  22. Антон DTF

    03.10.2018

    Здравствуйте. Не могу найти нигде, может, подскажете, а EAN-13 допускает инвентирование или перекрашивание?

    • Цветков Максим

      03.10.2018

      Для EAN-13 я бы не рекомендовал, инверсию прочтут только сканеры с мобильных телефонов. А вот для UPC инверсию можно. Личный опыт говорит, что любые эксперименты со штрих-кодами могут вылиться в проблемы. Для пробелов между штрихами подходят светлые цвета, включая красный и оранжевый. Для штрихов нужны темные цвета, это черный, синий, зеленый. Составные цвета не пригодны для печати штриховых кодов.

      Если даже штрих-код считается на тестах, не факт что древнее торговое оборудование далеко от городов-миллионников сможет считать такой штрих-код, глянцевые поверхности и целлофан тоже негативно сказываются на считываемости штрих-кода. Еще надо смотреть, в каких цветах хотите сделать: если черное на красном, то это может быть ок, т.к. лазеры используют красный цвет для считывания. А вот красный на белом считываться не будет точно.

      Почти наверняка будут считываться только такие варианты:

      А вот такие гарантированно не будут считываться сканером:

  23. Юлия

    07.01.2019

    Здравствуйте!
    Ситуация: я собираю каталог в ИНДИЗАЙНе. На этапе макетирования помещаю растровые файлы в формате jpg/RGB.
    Вопрос: есть ли какие-нибудь галочки в режиме формирования ПДФ-файла этого каталога для печати в типографии, где все мои растровые файлы автоматически переведутся в tiff/CMYK? Или каждый растр перед формированием ПДФ переводить вручную в другой программе, и потом только помещать в Индизайн?

    • Цветков Максим

      09.01.2019

      Извиняюсь за долгий ответ, праздники)
      При экспорте в PDF выберите пункт Output, и выберите Convert to Destination (Preserve Numbers), и чуть ниже укажите нужный CMYK-профиль. После нажатия на export все будет переведено в CMYK, включая картинки.

      Но при этом держите в голове, что современное оборудование для цифровой и широкоформатной печати, вроде HP Indigo, может выдавать лучший результат при работе с RGB, чем с CMYK. Если принтер умеет принимать на вход форматы PDF/X3 и PDF/X4, скорее всего ему можно скормить RGB с лучшим результатом на выходе. Речь только о фото. Плашечные цвета и растровые фирменные элементы лучше заранее конвертировать в CMYK, если вы хотите получить, например, 100% magenta, а не cmyk (1%, 79%, 0%, 15%).

  24. Михаил

    27.02.2019

    Добрый день.
    Расскажите немного подробнее о Пантонах, для чего они используются, как получаются?, что лучше CMYK или пантоны, как правильно расчитать цвет в пантонах при отдаче в печать?

    • Цветков Максим

      28.02.2019

      Пантоны это гарантия нужного оттенка цвета, без вариативности. Более того, часть оттенков Pantone невозможно воспроизвести в CMYK.

      Подбираетаются пантоны по каталогам, где указан специальный номер Pantone Matching System (PMS) для каждого оттенка. Учитывать надо тип бумаги, на которой планируется печать (в каталогах это учтено), так как coated и uncoated ведут себя по разному: coated сохраняет картинку яркой, но оставляет глянцевую поверхность. Тогда как uncoated впитает чернила и результат получится не таким ярким, но с матовой поверхностью. Также есть деление на SWOP и EURO. SWOP это стандарт печати для США и Азии. ЕВРО (Euroscale) используется в Европе. Сам каталог должен быть не старше 1-2 лет, так как цвета выцветают. Если вам пришел фидбек из типографии, типа «назначь золотой цвет», то опытный специалист и без каталога знает, что это Pantone 871-874. Есть старая шутка, что если попался плохой клиент или хотите поиздеваться над печатником (но я не рекомендую), то поставьте фирменный цвет компании Pantone Reflex Blue. У него вариативность оттенка куда выше 0.05dE. И киньте этот пантон на тангирную сетку).

      Выбирая пантон по каталогу, вы выбираете плашечный цвет, который будет сформирован не цветами CMYK, а заранее заготовленной краской, которая отдельно добавляется в печатающее устройство. Любой пантон описывается сразу значениями RGB, шестнадцатеричным кодом HTML и значениями CMYK. Это позволяет воспроизвести цвет не только на печати, но и на мониторе. И очень часто пантоны выбираются исходя из уже имеющегося цвета в вебе: сначала выбирают RGB, и уже дальше поиск максимально похожего значения в каталоге. Побаловаться можно тут.

      Итак, вы открыли каталог, выбрали нужный цвет, запомните его имя вида PANTONE 3561 C. Соответствующие выбранному цвету chips отправляете на принтер для калибровки. Это такие перфорированные отрывные бумажные квадратики, по три на каждый сплошной цвет из библиотеке Pantone. Также, chips позволяют показать клиенту точный цвет.

      Если речь о софте, то весь популярный софт идет с библиотеками пантонов, Adobe Photoshop, InDesign, QuarkXPress и прочие. В Illustrator и Photoshop можно найти библиотеки пантонов в Window > Swatches > Open Swatch Library > Color Books > PANTONE №. Для преобразования пантона в CMYK используйте заготовки из Swatch Library > Color Books > PANTONE color bridge CMYK PC (это для coated) или PANTONE color bridge CMYK UP (для uncoated). Распространенный в интернете совет по конвертации цвета с помощью Edit > Edit Colors > Convert to CMYK лучше игнорировать, он не учитывает формулы компенсации для разных типов бумаги.

      Пантоны можно смешивать: есть специальные формулы, в каких пропорциях смешивать пантоны для получения определенного оттенка. На веере указывается процентное соотношение базовых цветов.

      Разумеется, на плохом мониторе цвета будут отображаться некорректно. Отдаете в типографию CMYK+1 цвет и проговариваете это с производством. Из типографии вам ответят, что такого пантона у них нет и предложат альтернативу, а вы настаивайте на выбранном пантоне. Пусть закупают, 20€ за килограмм, серебро и золото 40€, хотя закупка затянет сроки. Для меня критерий выбора типографии: как минимум оборудование, которое умеет печатать в 7 красок.

  25. Ирина

    17.03.2019

    На основной вопрос я так и не нашла ответа)) Что за цветные квадратики на всех упаковках?)

    • Цветков Максим

      17.03.2019

      Это приводные метки, или типографские кресты, они помогают совместить цветоделенные формы, а также контролировать цвета. Когда начинают печатать тираж, то первый этап это приладка. Своего рода калибровка печатной машины для совмещения приводных меток.

      Но чаще вы будете встречать на упаковках в магазинах шкалы цветов. Нужны для проверки чистоты и плотности краски, и как они смешиваются. В минимальном варианте это CMYK + смешивание красок в пропорции 50%. Еще есть шкалы плотности краски, нужны для контроля растискивания и контроля яркости изображения. Можно еще встретить «звезду», это радиальная мира, позволяет контролировать сразу кучу параметров.

  26. Лилия

    04.06.2019

    Добрый день, у меня вопрос. Готовлю макет каталога, верстка в InDesign, в макете на каждой стр есть один номер Пантона. Печатники просят выделить его отдельным каналом, как это выполнить в InDesign? Спасибо)

    • Цветков Максим

      05.06.2019

      Думаю, от вас хотят этого:
      1. Переходите панель Swatches, и в бургерном меню выбираете New Color Swatch.

      2. Для Color Type выбираете Spot, и для Color Mode выбираете нужную библиотеку пантонов, обычно это PANTONE Solid Coated. В появившемся списке пантонов выбираете нужный, и нажимаете «Add». Аналогично можно добавлять больше одного пантона, если требуется.

      И нажимаете «Done». После заменяете свои пантоны на те, что вы добавили в панель Swatches.

  27. Anna

    12.10.2019

    Здравствуйте! Подскажите, почему некоторые пантоны отображаются некорректно на экране компьютера? Их цвет существенно отличается от веера. Какой цветовой профиль выбрать для более корректного отображения Panton цвета?

    • Цветков Максим

      14.10.2019

      Если бы цветового профиля было бы достаточно, не было бы необходимости обновлять каждый год пантонные веера. Поэтому используйте цветовой профиль для вашей печатной машины (хорошо, если это какой-нибудь HP Indigo 5500), так как есть RGB, есть CMYK, и отдельно существуют Pantone. Все пантоны некорректно отображаются на любом неоткалиброванном мониторе, обычно оттенок приглушается, так как пантоны довольно яркие и насыщенные. Только около 60% цветов из пантонного веера могут быть воспроизведены с помощью CMYK.

      Пантоны бывают C (coated) и U (uncoated), и используются в зависимости от типа бумаги для печати, Uncoated впитывает чернила, только этот факт делает невозможным правильно отобразить на мониторе итоговый цвет пантона (впитывает = делает более тусклый цвет). + пантоны часто выходят за пределы охвата RGB монитора. И все это при условии, что пантоны задуманы как кроющие цвета (плашка).

      Например, PMS287 и PMS300 отображаются на мониторе одинаково, хотя только первый это синий как на американском флаге.

  28. Dmitry Ermakov

    12.12.2019

    Здравствуйте, хочу делать макеты под флексу, это какие особенности?

    • Цветков Максим

      12.12.2019

      Во флексе главное это порядок красок и треппинг. Если говорить про порядок красок, то чаще всего встречаются CMYK и YMCK. С пантонами история сложнее, но суть одна: делая макет под флексу, надо понимать, какая краска будет крыть другую краску и прописывать это для печатников.

  29. Акмал Эсонбоев

    21.07.2020

    Добрый день! Клиент хочет сделать макет с очень яркими, светящимися цветами? как это делается, как готовить макет? ничего не могу найти.

    • Цветков Максим

      21.07.2020

      Существует множество способов решения такой размытой задачи. Пантоны из флуоресцентных флексокрасок, по подготовке к печати аналогичны работе с обычными пантонами.
      И еще многое зависит от сочетаний цветов в самом макете, их контраст и соотношение.

  30. Евгений

    05.08.2020

    Благодарю за полезную статью! В комментариях Вы сказали, что Фотошоп плохо справляется с построением профилей цветоделения. Является ли это причиной потери большей части цветовой насыщенности изображения при преобразовании цветового профиля из ргб в смик штатными средствами ФШ даже с учётом пользовательских настроек профиля? Подскажите, пожалуйста, как преобразовать из ргб в смик с минимальными потерями в цветах, и помогут ли в этом деле упомянутые Вами ColorToolbox и i1Profiler?

    • Цветков Максим

      06.08.2020

      Более точный профиль, построенный через специализированные программы, обеспечит лучшую конвертацию RGB -> CMYK под конкретное оборудование. А если речь о печати на кружках или чехлах для телефонов, то есть о переносе и закреплении в термокамере, то часто открывают профиль с помощью Profile Editor / GretagMacbeth / ArgyllCMS / ColorLogic’s CoPrA / colorAnt и вносят правки ручками под конкретную ситуацию. А i1Profiler уже свое отжил, даже ProfileMaker и то лучше.

      Цветовые пространства RGB бывают разные с разным изначальным охватом, и при конвертировании в одинаковый CMYK будут разные результаты. Чем лучше первичные цвета RGB соответствуют Color Dom λ:nm, тем лучше результат. Например, можно сместить для зеленого цвета c 533.3nm на 535.9nm и получить новый баланс между цветами. Если иллюстрации делаются под печать, то не плохим выбором будет ECI_RGB_v.2.icc под SO_Coatev_v.2_(CIE).icc.

      Но насыщенности надо добиваться скорее технологиями печати и фотообработкой, вроде множественных краскопрогонов, пантонами, параметрами Perseptual и Relative Colometric, работой с черным каналом в CMYK, и печатью на хорошем Epson под глянцевую фотобумагу. А то вот вы подготовили картинку под «большие» eciCMYK v2 (FOGRA59) или eciCMYK (FOGRA53), сохранив насыщенность, а у вас печать офсет или меловка с соответствующим охватом «маленьких форг» 39, 45, 47.

  31. Валерия

    06.08.2020

    Здравствуйте! Такой вопрос. Нужно напечатать красный пантон 032С поверх темного серого фона (текстура штукатурки). Как сделать так, чтоб красный был и насыщенным, и полупрозрачным?

    • Цветков Максим

      06.08.2020

      Полупрозрачная краска выглядит ярко только на белой бумаге. Можно поиграться лаком, но почти наверняка это не выправит ситуацию. Но у вас же Z-G UVALUX 032С, высокая печать? Она сама по себе яркая и насыщенная. Можно посмотреть в сторону УФ-печати, при одинаковых пигментах краска выглядит более насыщенной за счет толщины слоя, чем на офсете.

  32. Ирина

    19.08.2020

    При экспорте многостраничного буклета проставляю вылеты, но на стыке двух страниц вылет наезжает друг на друга. Так и должно быть, не будет проблем в типографии?

    • Цветков Максим

      19.08.2020

      Лучше сохранять вылеты во все стороны.

  33. Виктория Марьнянова

    11.10.2020

    Как понять, что типография делает нормальную цветопробу? спасибо!

    • Цветков Максим

      11.10.2020

      Как минимум, у типографии должно быть не убитое оборудование, Rip и спектрофотометр. Как максимум, система контроля цвета, которая откалибрована по шкале Брюнера, и Prinect Image Control.

      Если печатаетесь водными красками, то можно проверить наличие пены в системе, хорошие типографии добавляют пеногаситель.

  34. Artem Che

    21.11.2020

    Какой универсальный профиль использовать для печати?

    • Цветков Максим

      21.11.2020

      Fogra39 для меловки. Fogra38 для офсета. Либо ISOcoated_v2_300_ECI.

  35. Olga Begak

    14.12.2020

    Если сделать макет под нестандартный формат бумаги, как в типографии сэкономить косты? Не хочется платить за то, что отрежут и выкинут.

    • Цветков Максим

      14.12.2020

      Бумагу заказать или нарезать можно под любой формат. Большинство офсетных машин заточены под А2 (бумага 620х940, 720х1040, 500х700 и несколько мутантов), в этот размер я бы и делал раскладку. Печатать на машине А1 дешевле, но такое оборудование есть не у всех.

      Если речь о книге, то в книгоиздании формат это доля листа, например 70х100/16, что обозначает формат 1/16 от листа 700х1000 мм или 170 мм на 240 мм.

  36. Татьяна

    25.02.2021

    Нужно сделать макет для световой панели. В требованиях к печати total ink не более 150%. Как в фотошопе сделать такую низкую сумму красок? Пыталась установить это значение через Edit — Color Settings — Custom CMYK, но программа не дает установить ниже 200%.

    • Цветков Максим

      26.02.2021

      Фотошоп не лучший инструмент для уменьшения суммы красок. Лучше сделать соответствующий профиль во внешнем инструменте.

      Надо уточнить у типографии, есть ли у них компенсационные кривые под клик-панели, они же подсвечиваются.

  37. Dmitriy

    19.12.2021

    Привет! как сделать выпуклую крупную деталь из пластика? где искать такие типографии или кто это производит? спасибо!!

    • Цветков Максим

      19.12.2021

      Я бы смотрел в сторону формовки пластика (вакуумная формовка). Так делаются и пластиковые детали для авто, и вывески.

  38. Столповский Игорь

    26.09.2022

    Почему же у вас везде советуется американский синтетический профиль Адобы, если печать у нас идет евротриадой (а у swap-а вообще все краски отличаются от европейских)? И почему вообще советуется адобовский синтетический профиль, если по госту нужны статистические профили на данных FOGRA? На которых построены, например, профили eci.
    Уж если нет возможности поделить в профиль процесса, оставьте цветоделение типогафии, но оплатите цветопробу, а не пеняйте потом на то, что на своем некалиброванном мониторе вы все видели иначе. Деля же из ржб в шоповский цмик вы просто убьете любую возможность что-то исправить.

    • Цветков Максим

      27.09.2022

      Так на этой странице много раз описано, что SWOP это стандарт печати для США и Азии, и для газеток в Китае. И лучше использовать ISOcoated_v2_300_eci.icc с eci.org, или хотя бы Euroscale, который до Fogra27.

      Ну и переводить из CMYK в CMYK на стороне типографии вполне себе решение, если нет возможности переводить из RGB в нужный CMYK. А про некалиброванные мониторы… по такой логике, можно и от пантонов отказаться, ведь они живут в штатах и у них другие пигменты.

  39. Татьяна

    24.01.2024

    Привет! корректно ли использовать режим эмуляции цветового пространства sRGB?
    Думаю что нет, поэтому сразу спрошу, как оценить работу мастера по калибровке монитора?

    • Цветков Максим

      24.01.2024

      Категорически нет. Например, мониторы имеют требование в 160 кандел на светлоту белого на см². Устройство не сможет отследить соответствие этому параметру, и вы не получите желанный охват sRGB. Единственно верный способ увидеть изображение в правильном sRGB — использовать только полный охват и грамотно настроенное управление цветом. Также, нельзя назначать профиль sRGB в качестве профиля монитора, тк у монитора совершенно другие параметры от производителя, которые не совпадают с sRGB.

      Для калибрации монитора недавно работал с спектрофотометром i1Pro 2 и EFI ES2000, вполне ок и многое сделали за меня. У EFI ES2000 чуть менее «привычный» софт, под привычным я подразумеваю X-Rite. Если заказывать услугу на стороне, то постарайтесь найти мастера с относительно новым прибором. Просто скажите мастеру настроить на яркость 100 — 160 кандел на светлоту белого на см², D65, Gamma 2.2 или Gamma sRGB. Или под условия освещения, если работаете с типографии. Не забудьте «прогреть» монитор перед визитом мастера.
      Проверить работу мастера: создать градиент от черного белому на весь экран, и смотреть на постеризацию/отсутствие оттенков. Внимательно посмотрите на светлую часть градиента, должно быть возможно считать разницу между L100 и L99. Аналогично и для темной части градиента.

Добавить комментарий для your-scorpion Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.